ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
11
нужная»… «Мечтаю стать высококлассным программистом, наде-
юсь, все получится… Быть инженером — значит творить во имя
прогресса»…
Анализ профессиональной ориентации ребят на момент начала
учебы показал, что около 50 % первокурсников (из 43) ответили, что
хотели бы выбрать специальность в области информатики и управле-
ния, в основном программиста; 5 % опрошенных намерены стать
специалистами в области аэродинамики и материаловедения; осталь-
ные еще не определились в отношении будущей специальности. Под
инженерной деятельностью большинство из них понимают научно-
исследовательскую и проектную деятельность, основанную на вы-
полнении чертежей, создание новых механизмов и технологий. С
окончанием Университета связаны прежде всего качественные лич-
ностные изменения, успешное трудоустройство, обретение нового
качества жизни. К сожалению, у 30 % студентов преподавание ин-
форматики в школе носило формальный характер, что нашло под-
тверждение в отсутствии базовых знаний.
У большинства студентов 1-го курса (около 70 %) отмечены сла-
бые навыки письменной речи. Примерно 30 % студентов имеют серь-
езные проблемы с грамотным изложением своих мыслей. Это позво-
ляет предположить, что в дальнейшем такие студенты будут
испытывать трудности с пониманием текста учебных материалов и
заданий и, как следствие, с выполнением заданий. Они сразу соста-
вили основную группу риска.
Для оценки
логико-математических способностей
студентов, их
навыков чтения и ориентирования в предметной области, понимания
смысла текста, скорости восприятия и обработки информации, по-
знавательной активности обучающимся был предложен тест: изучить
незнакомый текст в предметной области (профессионально-
ориентированное чтение методического пособия «Системы счисле-
ния» [9]), ответить на вопросы по его содержанию и выполнить прак-
тические задания в контексте содержания пособия, включающего ти-
повые примеры выполнения заданий. В основу теста положены
знания по информатике за 10-й класс [10]. Выполнение заданий оце-
нивали по шкале от 0 до 5. Результаты тестирования представлены в
табл. 2.
Для уточнения оценки базового уровня развития логико-
математических способностей студентов результаты тестирования
студентов по информатике сопоставлены с итогами их тестирования
по математике. В целом результаты коррелируются. Студенты из
крайне слабой группы получили низкие оценки (2 по пятибалльной
шкале). Студенты из сильной группы показали хорошие результаты
(оценки 4 и 5), из слабой и средней групп получили оценки 2 и 3.