ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
3
ограничительными особенностями в вузе общего типа нуждаются в
специально организованном, корректирующем обучении.
С 1994 г. в МГТУ им. Н.Э. Баумана создаются и реализуются спе-
циальные образовательно-реабилитационные программы (ОРП) [7]
для студентов с нарушенным слухом, которые в связи с введением
ЕГЭ и переходом на двухуровневую (бакалавр — магистр) систему
образования приобретают особую значимость.
Специфику этих программ составляют индивидуальные траекто-
рии обучения c поэтапной интеграцией студентов в общие группы,
специальные учебные планы, включение специальных технологиче-
ских курсов по вопросам профессиональной реабилитации, в том
числе когнитивных технологий поддержки профильных дисциплин,
увеличение срока обучения на один год по сравнению со стандарт-
ным сроком освоения основной образовательной программы, адрес-
ное реабилитационное сопровождение. Оказание услуг в области
профессиональной реабилитации студентам с ограниченными воз-
можностями здоровья с 2007 г. является уставной деятельностью
Университета.
В качестве специальной услуги ОРП предоставляет студентам с
нарушенным слухом
предметные коррекционные курсы
(по матема-
тике, физике, информатике, инженерной графике). Эти курсы разра-
батываются и реализуются совместными усилиями преподавателей
соответствующих кафедр и преподавателей кафедры реабилитацион-
ных технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана.
В связи с предстоящим распределением студентов с нарушенным
слухом на направления подготовки и специальности по окончании
1-го курса основными задачами реабилитационных дисциплин на
1-м курсе в новых условиях обучения являются
профессиональная
ориентация студентов
,
их
профессиональная диагностика
и выра-
ботка у них необходимых
навыков (компетенций)
для освоения дис-
циплин основной образовательной программы. Каждый предметный
коррекционный курс, помимо этих общих задач, призван
минимизиро-
вать
ограничительные особенности
студентов, которые затрудняют
полноценное усвоение основного курса по дисциплине, приобретение
и развитие профессиональных компетенций в интеллектуальной среде
вуза. Поэтому каждый предметный коррекционный курс имеет свои
особенности, которые носят адресный коррекционно-компенсаторный
характер по отношению к обучающимся и обеспечивают поддержку
основному курсу.
Целью данной работы является рассмотрение места, роли и реа-
билитационной направленности предметного коррекционного курса
по дисциплине «Основы информатики» в учебных планах для сту-
дентов 1-го курса с нарушениями слуха в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Предпосылки к введению коррекционного курса
. С начала ра-
боты (1991 г.) специализированного подразделения (Центра) в МГТУ