ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
20
зультаты. Рассмотрим несколько примеров заданий для самостоя-
тельной работы студентов.
Задание 1.
Написать математические формы оператора присваи-
вания, которые выполняли бы следующие вычисления.
1. Прибавить
2
к текущему значению переменной
Beta
, сделать
сумму новым значением переменной
Delta
.
2. Вычесть значение переменной
В
из значения переменной
А
,
возвести разность в квадрат и сделать ее новым значением перемен-
ной
W
.
3. Возвести в квадрат величину
А
, прибавить результат к квадра-
ту величины
В
; извлечь корень квадратный из суммы квадратов
А
и
В
и полученный результат присвоить переменной
С
.
Задание 2.
Дано математическое выражение и значения переменных.
Записать на языке программирования заданное математическое
выражение:
2
2
2
3
(
) (
)
.
0,108 (
1)
m n k f
b
m m
− − +
=
∗ ∗ −
Расписать последовательность операций, которые будут выпол-
нены программой в процессе определения значения заданного выра-
жения.
Пример выполнения задания
Запишем формулы в виде оператора присваивания:
введем обозначения: m=m1; n =n1;
тогда формула примет вид
b:= ((sqr(m1*m1 – n1)) – sqr(k*k + f )*(k*k + f))/(0.108 *(m1*m1 – 1)).
Распишем выполнение операций по шагам:
Шаг 1:
х1:= m1 * m1;
Шаг 7:
x7:= x6 * x5;
Шаг 2;
х2:= х1 – n1;
Шаг 8:
х8:= x3 – x7;
Шаг 3:
х3:= sqr(x2);
Шаг 9:
х9:= х1 – 1;
Шаг 4:
х4:= k * k ;
Шаг 10:
х10:= 0.108 * х9
Шаг 5:
х5:= x4 + f;
Шаг 11:
х11:= х8/x10
Шаг 6:
х6:= sqr(x5);
Шаг 12:
b:= x11
В заключение отметим, что в аспекте сложной структуры дефекта
основными ограничениями, затрудняющими освоение студентами с
нарушениями слуха основных дисциплин в области информатики в
техническом университете, являются: замедленное формирование
навыков логического (алгоритмического) мышления, понятийного
аппарата; ограничение навыков чтения, письменной (и устной) речи,
восприятия и понимания учебного материала и заданий в области
информатики и пр. Ограничения носят взаимозависимый характер.
Навыки письменной речи становятся критическими при формирова-
нии современного глухого специалиста.