ISSN 2305-5626. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана: электронное издание. 2013
2
обеспечение доступности профессионального образования для ин-
валидов. Проблемы доступности обусловлены системным, сложным
характером их дефекта.
Структура дефекта у людей с нарушенным слухом.
Идея
сложной структуры дефекта принадлежит Л.С. Выготскому [2] и за-
ключается в том, что наличие первичного дефекта, вызванного био-
логическим фактором, влечет появление вторичных нарушений. Воз-
никшие нарушения оказывают влияние на весь дальнейший ход
развития ребенка и на формирование у него особых образовательных
потребностей
1
[3].
У людей с нарушенным слухом (первичный дефект) снижается
или утрачивается
восприятие
и
переработка звуковой информации
,
что приводит к нарушению (недоразвитию)
функций речи
(вторичный
дефект), непосредственно связанных с поврежденной функцией слу-
ха: нарушение фонетической стороны речи, грамматического строя,
связной речи, ограничение словарного запаса, недоразвитие понима-
ния устной и письменной речи. Эти нарушения влекут изменения
коммуникативной функции: нарушение речевого общения, осу-
ществление коммуникации при активизации невербальных (мимиче-
ских, жестовых) средств. Своевременно не проведенная (или непра-
вильно проведенная) психолого-педагогическая коррекция таких
нарушений приводит к выраженным «третичным» социальным
нарушениям («социальный вывих», социальная депривация [3]) и пе-
дагогической запущенности, нарушениям эмоциональной и личност-
ной сферы. Согласно [4], у таких детей нарушено хранение и использова-
ние информации: нестойкость запоминания, привнесения и искажения
запоминаемого материала и т. д. Следствием перечисленных особенно-
стей является тенденция к замедлению темпов развития мышления ре-
бенка, в частности абстрактно-логического.
Нарушение процесса усвоения знаний и навыков у людей с
нарушенным слухом во многом связано с замедлением формирова-
ния понятий, так как у глухих и слабослышащих требуется образова-
ние большего количества связей по сравнению с нормально слыша-
щими людьми. Основные отклонения (дефекты) от нормальных
показателей в процессе усвоения знаний и причины их возникнове-
ния подробно характеризуются в работах [5, 6]. Поэтому люди с
1
«Дети с особыми образовательными потребностями» или «дети с ограничен-
ными возможностями», «дети с особыми нуждами» (сhildren with special needs) —
дети с врожденными или приобретенными нарушениями в развития. К ним относят
умственно отсталых; неслышащих, слабослышащих, позднооглохших; незрячих и
слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-
двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными рас-
стройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); множествен-
ными нарушениями. Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей ме-
дицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь
индивидуализированную. —
Примеч. авт.
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...22