6
А.А. Волков, Г.Н. Фадеев
Например, выявлены и проранжированы следующие стадии:
•
стадия осознания ценностной ориентации;
•
стадия осознания образовательных ценностей;
•
стадия социализации личности;
•
стадия формирования предметно-аксиологического сознания.
Приведенные стадии, конечно же, являются укрупненными, не
окончательными и могут трансформироваться и дифференцироваться
по мере глубины изучения предмета. Подобные трансформации приво-
дят, прежде всего, к возрастанию роли экстравертных [12] качеств со-
знания студентов. Иначе, в процессе обучения, по мере накопления
объема предметных знаний, возрастает роль аксиологического созна-
ния, происходит процесс социализации личности.
Изучение этого процесса, как проблемы гуманизации предметного
обучения, привело к трансформации идей интегративно-аксиологиче-
ского подхода в системно-аксиологический подход к обучению. Иссле-
дование подобного процесса под руководством профессора
Г.Н. Фадеева [13] позволило дифференцировать отдельные стадии ин-
тегративных процессов обучения:
•
стадию личных смысловых аксиологических мотиваций;
•
стадию появления обоснованной аксиологической мотивации;
•
стадию формирования аксиологических компетенций личности;
•
стадию возникновения системно-аксиологических компетенций.
Дифференцированные стадии лишний раз подчеркивают необходи-
мость личной заинтересованности обучаемого в получении аксиологи-
чески значимых лично для него знаний в процессе применения когни-
тивных технологий, ориентированных на развитие познавательных
способностей.
Использовании системно-аксиологического подхода в практической
педагогической аксиологии потребовало введение понятия компетен-
ции. Расшифровка этого понятия привела нас к убеждению, что в со-
временной терминологии компетентность надо понимать, как способ-
ность обучаемого индивида выполнять с заданной эффективностью,
определенной программой обучения, производственно-общественные
функции. Ключевым в предложенном определении, с точки зрения ко-
нечного, практического, компетентного выхода продукта обучения, яв-
ляется формирование общественной личности индивида, способного к
компетентной производственной деятельности. Использование систем-
но-аксиологического подхода к обучению на практике показало особую
эффективность метода при предметном обучении индивида в системе
непрерывного образования в цепочке: школа 1-ой ступени — проф-
школа 2-ой ступени — бакалавриат — магистратура.
Однако уже на начальном этапе теоретической разработки парадиг-
мы непрерывного предметного образования профессор Г.Н. Фадеев