Когнитивные информационно-аксиологические технологии сопровождения дисциплины «Химия» - page 5

5
Когнитивные информационно-аксиологические технологии сопровождения
одних, не применимых для слабослышащих, факторов возникновения
когнитивных способностей другими.
Когнитивные технологии — информационные технологии, специ-
ально ориентированные на развитие познавательных способностей че-
ловека. Когнитивные технологии получили практическое применение
и широко рекламируются [8].
Однако они не дают положительного результата без личной заин-
тересованности обучаемого в получении аксиологически значимых
лично для него знаний. В этом случае, возникает некоторое предубеж-
дение, что современные технологии поиска и усвоения учебной, акси-
ологически значимой для конкретного обучаемого информации, отходят
на второй план. Рассмотрим этот тезис более подробно.
Ранее, нами изложен анализ временного тренда [9] трансформации
идей аксиологического подхода в методике преподавания химии в не-
химических технических университетах. Проведенный анализ, а также
обобщение ряда исторических и современных тенденций развития тех-
нического образования в России, позволил сделать некоторые прогно-
стические выводы о тренде развития аксиологической педагогики на
перспективу. В частности, выявлено несколько звеньев в цепи истори-
ческого развития идей аксиологического подхода в методике препода-
вания химии. Напомним, тезисно, высказанные положения.
В педагогической практике педагогическая аксиология постепенно
трансформировалась в аксиологическую педагогику. Исследование ал-
горитмов и механизма преподавания профессором М.С. Пак [10] по-
зволило дифференцировать теоретические этапы применения аксиоло-
гического подхода на отдельные стадии интегративного процесса об-
учения. В частности, выявлены и ранжированы следующие стадии:
стадия объективных предпосылок;
стадия анализа разобщенных компонентов;
стадия исследования механизма объединения компонентов;
стадия установления логических связей разобщенных компонентов;
стадия образования конгломератов ранее разобщенных компонентов;
стадия окончательного синтеза, интегрирования комплекса про-
межуточных стадий интеграционных процессов преподавания.
Логическим продолжением развития аксиологической педагогики
явилась разработка интегративного подхода на классических идеях фун-
даментальной аксиологии. Наиболее близким к техническому образо-
ванию является интегративно-аксиологический подход к преподаванию
химии, разработанный профессором Г.Н. Фадеевым [11], под руковод-
ством М.С. Пак. В частности, удалось дифференцировать процессы
возникновения предметно-аксиологического сознания в процессе изуче-
ния предмета химии.
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...17
Powered by FlippingBook