2
А.А. Волков, Г.Н. Фадеев
одолевать психологические и социальные барьеры, обусловленные си-
стемным, сложным характером их дефекта. Выявление сложной иерар-
хической структуры дефекта принадлежит Л.С. Выготскому [2]. Суть
иерархии сложной структуры дефекта в том, что наличие первичного
дефекта, вызванного медико-биологическим фактором, влечет за собой
появление вторичных нарушений, возникающих под влиянием первич-
ного дефекта и влияющих на весь дальнейший ход развития познава-
тельной и образовательной способности студента-инвалида и интел-
лекта личности в целом.
У людей с нарушенным слухом (первичный дефект) снижение или
утрата восприятия и переработки звуковой информации приводит к
нарушению (недоразвитию) функций речи (вторичный дефект) и других
дефектов, непосредственно связанных с поврежденной функцией слу-
ха (нарушение фонетической стороны речи, грамматического строя,
связности речи, ограничение словарного запаса, общее недоразвитие
понимания речи). Эти нарушения приводят к изменениям в коммуни-
кативной функции:
•
нарушение речевого общения в процессе обучения;
•
осуществление коммуникации с преподавателем при активизации
невербальных (мимических, жестовых, письменных) средств.
Своевременно не осуществленная (или неправильно осуществлен-
ная) психолого-педагогическая коррекция этих нарушений приводит к
выраженным «третичным» социальным нарушениям:
•
социальная депривация [3];
•
педагогическая запущенность;
•
нарушения эмоциональной и личностной сферы.
В итоге, исследователи отмечают преобладающие выраженные пси-
хологические особенности студентов с нарушенным слухом [4]:
•
полное отсутствие или индивидуальные особенности вербально-
го восприятия, значительно затрудняющие аудиторную работу, как
студента, так и преподавателя;
•
особенности визуально-пространственного восприятия учебного
материала в процессе аудиторной работы;
•
быструю утомляемость и, как следствие, — низкую работоспособ-
ность студента в аудитории;
•
дефицит концентрации, переключения и распределения внимания
студента в аудитории;
•
накапливающиеся проблемы обучения обусловливают низкий уро-
вень мотивации к обучению;
•
низкий уровень контроля и самоконтроля студента;
•
индивидуальные особенности вербального восприятия определя-
ют ограниченный словарный запас, невысокие практические на-
выки чтения и письменной речи;