Когнитивные информационно-аксиологические технологии сопровождения дисциплины «Химия» - page 4

4
А.А. Волков, Г.Н. Фадеев
В результате было выявлено не менее 8 факторов, поддающихся одно-
значной интерпретации механизма возникновения когнитивных способ-
ностей.
1. S. Пространственный (Space): способность воспринимать и срав-
нивать пространственные паттерны.
2. V. Вербальное понимание (Verbal comprehension): онтологическая
способность к определению значения слов и, более широко, к понима-
нию речи и оперированию вербальными отношениями.
3. W. Беглость речи (Word fluency): способность быстро продуци-
ровать слова в соответствии с определенными ограничениями в отно-
шении их буквенного состава.
4. N. Легкость числовых операций (Number facility): скорость и точ-
ность выполнения простых арифметических действий.
5. I. Индукция (Induction): способность выводить правила, которым
подчиняется конкретный набор стимулов.
6. Р. Персептивная скорость (Perceptual speed): скорость и точность
обнаружения определенных визуальных символов в массиве материала
или сравнения таких символов с какими-либо другими.
7. D. Дедукция (Deduction): способность строить рассуждения от
предпосылок к точным выводам.
8. М. Механическая память (Rote memory): способность заучивать
и воспроизводить по памяти произвольные связи между символами,
такими как слова и числа.
Из результатов подобных наблюдений следуют очень важные для
студентов c нарушениями слуха выводы:
1) о наличии множественных факторов возникновения когнитивных
способностей, что опровергает предположение о существовании одно-
го вида механизма формирования интеллекта — общего;
2) о возможности «замещения» у обучающихся с нарушениями слу-
ха таких выпадающих факторов возникновения когнитивных способ-
ностей, как
• V. Вербальное понимание (Verbal comprehension),
• W. Беглость речи (Word fluency),
• частично, М. Механическая память (Rote memory),
• частично, S. Пространственный (Space),
другими, активно существующими у студентов c нарушениями слуха,
механизмами появления познавательных способностей.
К настоящему время этот вывод уточнен до предположения о не-
которой, однозначно не выявленной, «иерархической» организации
когнитивных (познавательных) способностей индивида.
Для нашего контингента обучаемых, имеющих указанные выше
ограниченные возможности, выводы подобных наблюдений крайне
важны, поскольку позволяют утверждать о возможности замещения
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,...17
Powered by FlippingBook