Когнитивные информационно-аксиологические технологии сопровождения дисциплины «Химия» - page 3

3
Когнитивные информационно-аксиологические технологии сопровождения
ограниченный уровень когнитивности, познавательной активно-
сти студента в процессе обучения и познавательной способности
в целом.
Поскольку в практической работе нами использованы инновацион-
ные технологии обучения, укажем на некоторые теоретические аспекты
примененных технологий.
Когнити́
вность [5] (от лат. cognitio, «познание, изучение, осозна-
ние») в современной педагогике понимается как термин, обозначающий
способность индивида к умственному восприятию и переработкe учеб-
ной информации. Теория когнитивности, оставляя за скобками медико-
биологические функции, всего лишь описывает «познание, изучение,
осознание» индивида в терминах информационного потока и/или функ-
ционирования человека в культурно-социальной среде. В более широ-
ком смысле, термин «когнитивность» используется для обозначения
акта познания. В предлагаемом контексте термин «когнитивность» ин-
терпретирован в культурно-социальном смысле когнитивных (познава-
тельных) способностей, при обозначении восприятия и переработки
учебной информации и определенных интеллектуальных концепций,
связанных со знанием и выраженных в профессиональных действиях,
через компетентность профессиональных действий.
Подчеркнем, что в изложенной трактовке теория когнитивности
всего лишь описывает процесс «познание, изучение, осознание» инди-
вида в терминах информационного потока — как осуществляется функ-
ция переработки информации.
С другой стороны, когнитивные способности (cognitive abilities)
студента [6] могут рассматриваться и как некие априорные свойства,
присущие всем студентам без исключения. Но также и как свойства,
варьирующие от индивидуума к индивидууму в рамках одной группы
обучаемых и/или от одной группы лиц к другой. Большинство иссле-
дователей когнитивных (познавательных) способностей направлено на
выявление именно индивидуальных различий обучаемых, поскольку
между индивидами наблюдаются различия в одних и тех же способ-
ностях, характерных для вида в целом или ограниченной, однородной
группы обучаемых лиц.
Основная цель изучения когнитивных способностей обучаемых
состоит в выявлении и идентификации отдельных видов когнитивных
способностей, а также интерпретации их механизма. В частности,
привлекает внимание работа [7], в которой изложены результаты опре-
деления когнитивных способностей, полученных при анализе группо-
вого тестирования студентов. Комплекс измерений, аналогичных за-
даниям тестов определения интеллекта, был адаптирован для выявле-
ния какой-либо одной — специфической — когнитивной функции.
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...17
Powered by FlippingBook