Когнитивные информационно-аксиологические технологии сопровождения дисциплины «Химия» - page 14

14
А.А. Волков, Г.Н. Фадеев
Анализируя аксиологическую направленность когнитивных инфор-
мационно-коммуникационных технологий обучения в коррекционно-раз-
вивающей деятельности студентов с нарушениями слуха, можно сделать
вывод, что любое проектное задание для эффективной и системной орга-
низации их проектной деятельности должно состоять из совокупности
взаимосвязанных структурных элементов.
Слабослышащие и глухие обучающиеся, выполняя под контролем
и с помощью преподавателей этапы грамотно выстроенного проектно-
го задания и учитывая требования различных аспектов, наиболее эф-
фективно развивают свои когнитивные творческие способности, усва-
ивают учебный материал и, в целом, повышают свою мотивацию к
обучению, к самопознанию, самоорганизации и самооцениванию своих
результатов.
Практика применения ИКТ в сочетании с элементами когнитивной
проектной деятельности в обучении химии глухих и слабослышащих
студентов в МГТУ им. Н.Э. Баумана показала следующее:
заинтересованность студентов в таком виде работы;
расширение словарного запаса и понятийного аппарата в пред-
метной области; повышение общей эрудиции;
развитие вербального восприятия и слухо-речевой коммуникации;
повышение познавательной активности и мотивации к обучению;
повышение самооценки; творческого и личностного потенциала;
повышение доступности образовательных ресурсов;
увеличение успеваемости в 1,2 — 1,5 раза, по сравнению со сту-
дентами, не принимавшими участия в данном виде работы.
В этой связи, можно сделать вывод, что сочетание элементов когнитив-
ной проектной деятельности с ИКТ при обучении лиц с нарушениями слу-
ха конкретной дисциплине формирует для этого контингента специальную
междисциплинарую образовательно-реабилитационную технологию.
Технология способствует минимизации ограничений, затрудняющих
освоение химии; развитию у обучающихся интереса к дисциплине, повы-
шению эффективности занятий по дисциплине, самостоятельной работы и
учебного процесса в целом за счет выработки у обучающихся [24]:
а) общекультурных компетенций, включая:
способности к обобщению, анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей ее достижения;
умение логически верно, аргументировано и ясно выстраивать
устную и письменную речь;
умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, на-
мечать пути и выбирать средства развития и демонстрации досто-
инств и устранения недостатков, что особенно важно для людей с
ограниченными возможностями здоровья;
стремление к саморазвитию, повышению своего мастерства;
1...,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13 15,16,17
Powered by FlippingBook