Применение теории стохастической коррекции орбит при межпланетных миссиях
11
этой особой точки входит в число подзадач БНО возвращения КА на
Землю, поскольку проведение соответствующей первой коррекции це-
лесообразно до прохождения аппаратом данной точки.
Следует отметить, что автономные измерения на подлетном участке
не повышают точность навигационных определений, но и не являются
излишними с точки зрения возникновения нештатных ситуаций в силу
отсутствия радиовидимости с Земли, а также с позиций повышения
надежности навигационных измерений.
Наконец, последней из обсуждаемых здесь проблем, требующей
внимания, является проблема моделирования на борту межпланетного
КА базисных направлений, определяемых с точностью построения
«правильной» сопровождающей СК. Строго говоря, данная проблема
не относится непосредственно к задачам БНО, однако косвенно она
влияет на точность как прогнозирования состояния КА, так и исполне-
ния коррекций, а следовательно, и на точность решения задач БНО
межпланетного перелета в целом. Исходные посылки обсуждаемой
проблемы были сформулированы еще в работе [5].
Вкратце суть вопроса сводится к следующему. Надежное и эффек-
тивное осуществление длительных пилотируемых межпланетных по-
летов невозможно без гарантированного высокоточного функциониро-
вания всех систем КА, прежде всего его систем ориентации и управления
траекторным движением. В свою очередь, это связано с высокими тре-
бованиями по точности бортовой аппаратуры и месту ее установки,
а также по стабильности конструкции КА. Следует иметь в виду, что
если допустимый уровень точности средств формирования базисных
направлений измеряется единицами угловых секунд, то погрешности
изготовления конструкции КА и установки этих измерителей, характе-
ризующих их «привязку» к осям связанной СК, а в конечном счете к ис-
полнительным органам, формирующим корректирующие воздействия,
измеряются уже угловыми минутами. Кроме того, в процессе полета
межпланетный КА будет подвергаться значительным механическим
и главным образом тепловым нагружениям. Как следствие, будет про-
исходить неконтролируемый уход паспортизируемых параметров авто-
номных навигационных систем. Если к тому же учесть инструментальные
ошибки измерителей и погрешности исполнения корректирующих воз-
действий (в силу эксцентриситета и перекоса силы тяги), результирую-
щие ошибки коррекции могут оказаться достаточно большими. Причем
эти погрешности будут оказывать заметное влияние на конечные резуль-
таты полета вне зависимости от типа используемых средств моделиро-
вания базисных направлений: платформенных или бесплатформенных
инерциальных навигационных систем (БИНС). В последних, как известно,
осуществляется математическое моделирование бортовой базисной СК,