Л.Н. Лысенко, В.В. Корянов, К.Г. Райкунов
8
и до расстояний от поверхности Марса примерно 300 тыс. км. В каче-
стве прогнозируемых параметров рассматриваются координаты КА
в картинной плоскости Марса и время прохождения аппаратом этой
плоскости.
В дополнение к приведенным неопределенностям знания астроно-
мических и астрофизических констант принято, что при априори из-
вестном «формальном» экваториальном диаметре Марса (см. таблицу)
реальная неопределенность его знания составляет 0,002 %. Предпола-
гается, что астронавигационные измерения проводятся с фиксирован-
ной дискретностью, аналогичной дискретности съема информации
с акселерометров.
Участок перелета Земля—Марс разбивается на два интервала. Пер-
вый соответствует движению в сфере действия Земли, второй — в сфере
действия Марса. Переходный участок не рассматривается. «Сшивание»
участков считается идеальным. На первом интервале с точки зрения его
навигационного обеспечения предположительно окажется достаточным
использование только средств наземного радиотехнического измери-
тельного комплекса. При этом наибольшее влияние на точность про-
гнозирования оказывает неточное знание (неопределенность знания)
гравитационного параметра Земли μ
З
. Эта составляющая ошибок про-
гнозирования имеет тенденцию к росту с увеличением измерительного
интервала. Объяснением тому служит увеличение значений вычисляе-
мых параметров при использовании неточной модели со временем от их
реально измеренных значений.
В принципе известны два возможных подхода, позволяющие умень-
шить влияние ошибки знания μ
З
на точность прогнозирования.
Первый подход заключается в раздельной обработке измерений на
приземном интервале траектории и на интервале, лежащем вне сферы
действия Земли. При этом уменьшение ошибок прогнозирования до-
стигается в силу того, что влияние Земли на движение КА вне сферы
действия Земли мало и погрешность знания μ
З
почти не сказывается
на точности определения траектории КА. Следует отметить, что на
интервале полета вне сферы действия Земли также помогут наземные
радиоизмерения, поскольку позволят уточнить координаты КА. Правда,
результаты этих измерений практически не в состоянии обеспечить
уточнение скорости движения.
Второй способ уменьшения суммарной предельной ошибки про-
гнозирования траектории заключается во введении гравитационного
параметра Земли в число определяемых параметров, т. е. в использова-
нии семипараметрической модели оцениваемых параметров
{
}
ˆ
ˆ ( ),
.
t
µ
x
З
В данном случае в процессе обработки измерительной информации
кроме оценивания компонентов шестипараметрического вектора
х
(
t
)