Л.Н. Лысенко, В.В. Корянов, К.Г. Райкунов
10
Чтобы завершить рассмотрение участка перелета Земля—Марс сде-
лаем еще одно замечание интегрального свойства, касающееся возмож-
ного двухполувиткового варианта перелета.
Дело в том, что для указанного варианта существует особая область
на траектории, отстоящая от точки входа в сферу действия Марса на
180º, для которой матрица частных производных корректируемых па-
раметров вырождается. На практике это сводится к невозможности
коррекции времени перелета, не зависимого от изменения координат
в картинной плоскости. Иными словами, проведение коррекции в этой
области может основываться только на варианте реализации двухпара-
метрической коррекции. Эта особая точка определяет существование
двух локальных экстремумов критерия оптимальности типа минимума
затрат характеристической скорости на проведение коррекции.
Теперь перейдем к анализу особенностей навигационного опреде-
ления траектории возвращения. В «классическом» варианте полетной
схемы, как отмечалось, он характеризуется пролетом Венеры. Данное
обстоятельство делает обоснованным разделение траектории с позиций
обсуждаемых проблем на возвратные участки перелета Марс—Венера
и Венера—Земля.
Основной проблемой первого участка является невозможность
высокоточного прогноза положения Венеры, главным образом в силу
отсутствия достоверных данных о характере ошибок при старте экспе-
диционного модуля с поверхности Марса. В то же время знание парамет
ров орбиты Венеры крайне необходимо для выполнения комбинирован-
ного активно-гравитационного маневра выхода на возвратный участок
полета к Земле. Это связано с известным фактом резкого падения эффек-
тивности коррекции после прохождения Венерой перицентра ее орбиты.
В первом приближении можно считать, что коррекция, выполненная при
нахождении Венеры на расстоянии примерно 650 000 км до перицентра
ее орбиты, на порядок более эффективна, чем при местоположении пла-
неты на том же расстоянии после прохождения перицентра.
При современном уровне точности знания эфемерид планет и ошибок
радионавигационных систем единственным выходом является необходи-
мость проведения при подлете к Венере автономных измерений. Для АМС
некачественные измерения либо их отсутствие могут привести к невоз-
можности возвращения КА на Землю. Для пилотируемого аппарата си-
туация не столь трагична в силу наличия на борту экипажа, который может
реализовать заранее проработанные варианты выхода из соответствующей
нештатной ситуации [4]. Тем не менее проблема существенна.
На возвратном участке Венера—Земля, аналогично двухполувит-
ковому варианту перелета к Марсу, также существует особая точка и два
минимума энергетического критерия качества. Определение положения