О.Я. Черемных
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2018
ные устройства для предотвращения пробоя днища емкости авто-
сцепкой соседнего вагона на сортировочных горках.
Внутренний сосуд цистерны выполнен из коррозионно-стойкой
стали 12Х18Н10Т, наружный кожух — из углеродистой стали 09Г2С.
На сосуд нанесена теплоизоляция — базальтовые маты, межстенное
пространство между сосудами и оболочкой отвакуумировано до оста-
точного давления 1
10
–2
мм рт. ст.
Цистерна снабжена приборами замера уровня жидкости и давле-
ния в сосуде, предохранительными устройствами (клапаны и мем-
браны) от превышения давления, дренажными устройствами для без-
опасного сброса паров в атмосферу.
Запорная арматура ручная, с сильфонным уплотнением по штоку.
Заправка и выдача продукта проводится по обе стороны цистерны.
Техническая характеристика железнодорожной цистерны модели 15-5106
Вместимость сосуда, м
3
............................................. 65,4
Грузоподъемность, т:
для сжиженного природного газа ....................... Не более 23,5
сжиженного этилена ............................................. Не более 31,3
Максимально допустимое рабочее давление
в сосуде, МПа ........................................................ 0,5
Суточные потери СПГ от испарения, % ................... Не более 0,43
Тип изоляции .............................................................. Волокнисто-вакуумная
Габарит по ГОСТ 92-38–83 ....................................... 02-ВМ
Длина по осям сцепления автосцепок, мм ............... 14 920
Конструкционная скорость, км/ч .............................. 120
Цистерна эксплуатируется в железнодорожных составах общего
назначения и может находиться в пути следования без сброса паров
СПГ в атмосферу до 42 сут. Для продувки дренажных коммуникаций
цистерна укомплектована ресиверной с газообразным азотом. Назна-
ченный срок службы цистерны составляет 20 лет.
Перспективы создания вагона-цистерны повышенной грузо-
подъемности.
В настоящее время научно-исследовательские инсти-
туты РЖД и ОКБ вагоностроительных корпораций внедряют в грузо-
вой подвижной состав вагонные тележки с нагрузкой на ось 25…27 т.
Это позволяет увеличить грузоподъемность перевозимого СПГ в ва-
гоне-цистерне объемом до 100 м
3
(рис. 5).
Рис. 5.
Вагон-цистерна объемом 100 м
3
для транспортировки СПГ