Перспектива развития транспортных средств для сжиженного природного газа
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2018 5
Транспортировка СПГ вагонами-цистернами.
Впервые в СССР
вопрос транспортировки СПГ вагонами-цистернами был поставлен
в связи с попыткой перевести железнодорожные локомотивы (тепло-
возы) на СПГ в начале 1980-х годов. «Уралкриомаш» было поручено
разработать два опытных образца вагона-цистерны и в дальнейшем
перейти на их серийный выпуск.
В ОАО «Уралкриомаш» на базе существовавшего вагона-цис-
терны для перевозки этилена модели 15-147 была разработана кон-
структорская документация на универсальную цистерну 15-147У,
изготовлены наиболее ответственные узлы цистерны (система без-
опасных дренажных устройств) и на специальном стенде проведены
исследовательские работы по отработке режимов безопасного сброса
паров СПГ в атмосферу (рис. 3). За основу была принята технология
сброса паров СПГ из автоцистерны модели 11Г729, которая включала
в себя нагрев в теплообменнике поступающих под избыточным давле-
нием из емкости дренажируемых паров и последующий их сброс в ат-
мосферу по трубке малого диаметра при скоростях истечения, соот-
ветствующих минимальному давлению в сосуде, обусловленному
предотвращением диффузионного проникновения атмосферного воз-
духа внутрь трубы при сбросе.
Рис. 3.
Вагон-цистерна модели 15-147У
для транспортировки этилена и СПГ
Цель сброса через трубку малого диаметра — уменьшить зону
воспламенения и зону пламени дренажируемого газа, что не исклю-
чает самоподдерживающего горения при воспламенении потока. Это
является недостатком при создании транспортных средств объемом
40…100 м
3
и приводит к увеличению объема сбрасываемых паров.
Согласно разработанному и реализованному способу хранения
СПГ в емкости цистерны 15-147У [13], необходимо отвод образую-
щихся паров по дренажному трубопроводу малого диаметра, их нагрев