О.Я. Черемных
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2018
пользовать автомобильные заправщики. При этом следует учитывать,
что завод по производству СПГ должен находиться в пределах кос-
мического (авиационного) комплекса, а заправка горючего в лета-
тельный аппарат должна осуществляться небольшими объемами.
Так, для летающей лаборатории ТУ-155 при объеме бака 17,5 м
3
масса заправляемого СПГ составляла 6,5 т, что обеспечивалось
тремя транспортировщиками-заправщиками 11Т729 полезным объе-
мом 8 м
3
каждый и массой СПГ 2640 кг.
По техническому заданию ООО «Криогаз» (Лентрансгаз, С.-Петер-
бург) была разработана конструкторская документация на автомобиль-
ную цистерну для хранения и транспортировки СПГ объемом 30 м
3
с рабочим давлением 0,7 МПа (рис. 2).
Рис. 2.
Автомобильная цистерна объемом 30 м
3
для транспортировки СПГ
Техническая характеристика автомобильной цистерны
Геометрический объем сосуда, м
3
.............................. 30,0
Рабочее давление в сосуде, МПа ................................ 0,7
Перевозимая масса СПГ, кг ......................................... 11 340
Тип изоляции ................................................................ Волокнисто-вакуумная
Суточные потери СПГ
при транспортировке, % .......................................... Не более 0,43
Время бездренажного хранения при транспорти-
ровке при давлении 0,03…0,65 МПа, сут................ 7
Способ слива продукта ................................................. Надув испарителем
Однако отсутствие в то время финансирования не позволило за-
пустить данную модель транспортного средства в серийное произ-
водство.
Испанская фирма Ros Roca Indox изготавливает автоцистерны
для транспортировки СПГ объемом 54…56 м
3
как с порошково-
вакуумной теплоизоляцией сосуда емкости, так и с пенополиурета-
новой теплоизоляцией. Однако при бесспорном преимуществе по
цене время бездренажной транспортировки для автоцистерн состав-
ляет не более 7 сут, что является существенным недостатком.