Перспектива развития транспортных средств для сжиженного природного газа
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2018 7
Железнодорожная вагон-цистерна модели 15-5106.
В начале
2000-х годов были созданы опытные образцы магистральных газотру-
бовозов, в которых в качестве газомоторного топлива использовался
СПГ. Для их эксплуатации потребовались транспортные средства для
доставки СПГ в места их обслуживания как вагонами-цистернами,
так и контейнерами-цистернами. Создание вагона-цистерны модели
15-5106 [4] (рис. 4) для транспортировки СПГ и этилена осуществля-
лось как на основе ее аналога вагона-цистерны модели 15-147У (в части
системы безопасных дренажных устройств), так и новых разработок уз-
ла сосуд — оболочка — рама, частично отработанного на вагоне-
цистерне модели 15-559 для транспортировки сжиженной углекислоты.
Рис. 4.
Вагон-цистерна модели 15-5106
для транспортировки СПГ и этилена
На железнодорожной цистерне модели 15-147У применялась по-
рошково-вакуумная теплоизоляция на основе аэрогеля, что требовало
значительного времени для ее охлаждения перед заполнением емко-
сти вагона-цистерны СПГ. Использование порошково-вакуумной
теплоизоляции эффективно для изоляции сосудов емкостей железно-
дорожных цистерн для жидкого азота, кислорода и аргона, у которых
температура кипения криогенного компонента значительно ниже
77 K для азота по сравнению с 113 K для метана. Следовательно, по-
явилась возможность использовать теплоизоляцию для емкости ме-
нее дорогую, но более эффективную с точки зрения сокращения вре-
менного охлаждения — волокнисто-вакуумную теплоизоляцию на
основе базальтового волокна. Это обеспечило сокращение времени
залива цистерны и отправки ее потребителю.
Цистерна модели 15-5106 состоит из криогенного резервуара
с двойными стенками, установленного на железнодорожной плат-
форме с серийными двухосными тележками модели 18-100 грузовых
вагонов. На платформе с обеих сторон цистерны установлены защит-