Перспектива развития транспортных средств для сжиженного природного газа
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2018 3
мых транспортных средств для доставки потребителям СПГ и на ос-
нове полученных результатов разработка требований по улучшению
технических характеристик новых транспортных средств для транс-
портировки СПГ.
Транспортировка СПГ в автоцистернах.
Одними из первых в
СССР на возможность использования СПГ в качестве моторного топ-
лива обратили внимание специалисты авиационной промышленности.
27 марта 1979 г. вышло Постановление Совета министров СССР о со-
здании летающей лаборатории ТУ-155, один из трех двигателей кото-
рой должен был работать на жидком водороде или авиационно-
метановом топливе (АТМ) [10]. Разработать наземную систему
заправки на базе автомобильных транспортировщиков жидкого водо-
рода модели 11Г729 производства ОАО «Уралкриомаш» и бортовой
бак самолета было поручено АНТК им. А.Н. Туполева. Автомобиль-
ные транспортировщики-заправщики успешно использовались при от-
работке системы заправки водородом ракеты-носителя Н1 для Лунной
программы. После доработки отдельных узлов транспортировщика
(безопасного дренажного устройства, блока контроля параметров
криогенного АМТ) агрегат 11Г729 был допущен к транспортировке
СПГ с завода — поставщика продукта (г. Видное, Московская обл.) до
летно-испытательной базы в г. Жуковский Московской обл. (рис. 1).
а б
Рис. 1.
Автомобильная цистерна модели 11Г729 для транспортировки СПГ (
а
)
и заправки летающей лаборатории ТУ-155 (
б
)
Успешная заправка летающей лаборатории и последующий ис-
пытательный полет самолета ТУ-155 на СПГ (АМТ) впервые проде-
монстрировали возможность и преимущества использования СПГ
в качестве моторного топлива в авиации [10, 11], ракетно-космичес-
кой технике [12] и на железнодорожном транспорте. Опыт эксплуа-
тации агрегата 11Г729 на АМТ был положен в основу проектирова-
ния и создания вновь разрабатываемых транспортных средств для
хранения и перевозки СПГ.
Для заправки самолетов АМТ и разгонных блоков ракетно-кос-
мических систем СПГ на стартовом комплексе предпочтительно ис-