Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2018 1
УДК 546/21(038) DOI 10.18698/2308-6033-2018-1-1722
Перспектива развития транспортных средств
для сжиженного природного газа
© О.Я. Черемных
Уральский федеральный университет имени первого Президента России
Б.Н. Ельцина, Нижний Тагил, 622034, Россия
Разработано современное транспортное средство транспортировки сжиженно-
го природного газа
(
СПГ
)
для реализации современных перспективных криогенных
технологий
,
используемых в ракетно-космической
,
авиационной и других отраслях
промышленности. Проведен поиск оптимальных решений при выборе конструкции
силовых элементов узла сосуд — оболочка — рама вагона-цистерны и контейнера-
цистерны
,
что обеспечило надежную работу транспортных средств при их экс-
плуатации. Обоснованы решения по выбору и разработке комплекса защитных за-
порно-предохранительных устройств и скоростных клапанов
,
предназначенных
для предотвращения аварийных ситуаций при эксплуатации транспортных
средств. На основе проведенных исследований предложен способ хранения сжи-
женного природного газа в емкости транспортного средства
,
обеспечивающий
безопасный сброс паров СПГ из емкости в атмосферу в условиях железнодорож-
ных и автомобильных транспортных путей. Представлена технология слива из
емкости транспортного средства у потребителя СПГ
,
обеспечивающая мини-
мальные сбросы паров СПГ в атмосферу. Впервые приведены описание и техниче-
ские характеристики перспективных транспортных изделий — вагона-цистерны
для СПГ и этилена объемом 40 м
3
.
Ключевые слова
:
сжиженный природный газ
,
вагон-цистерна
,
автомобильная
цистерна
,
контейнер-цистерна
,
транспортировка
,
система безопасных дренаж-
ных устройств
,
волокнисто-вакуумная
,
экранно-вакуумная теплоизоляция
,
плат-
форма-контейнеровоз
,
железнодорожная платформа
Введение.
В конце 1990-х годов на ряде предприятий космичес-
кой отрасли был разработан коммерческий ракетно-космический
комплекс «Рикша» на компонентах топлива кислород — сжиженный
газ (СПГ) с выведением полезной нагрузки массой до 1,7 т на низкую
околоземную орбиту [1].
Для транспортировки СПГ на стартовый комплекс используются
автомобильные транспортировщики, железнодорожные вагоны-цис-
терны, специальные контейнеры-цистерны разработки ОАО «Урал-
криомаш» [2, 3]. Технические характеристики транспортного средства
в этом случае определяются инфраструктурой транспортного ком-
плекса.
ОАО «Уралкриомаш» в период 1979–1981 гг. занималось разра-
боткой железнодорожной цистерны для перевозки жидкого этилена,
на базе которой в дальнейшем предполагалось создать вагон-цис-
терну для транспортировки СПГ модели 15-147У. На базе автоцис-