1 / 20 Next Page
Information
Show Menu
1 / 20 Next Page
Page Background

Инженерный журнал: наука и инновации

# 1·2018 1

УДК 546/21(038) DOI 10.18698/2308-6033-2018-1-1722

Перспектива развития транспортных средств

для сжиженного природного газа

© О.Я. Черемных

Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б.Н. Ельцина, Нижний Тагил, 622034, Россия

Разработано современное транспортное средство транспортировки сжиженно-

го природного газа

(

СПГ

)

для реализации современных перспективных криогенных

технологий

,

используемых в ракетно-космической

,

авиационной и других отраслях

промышленности. Проведен поиск оптимальных решений при выборе конструкции

силовых элементов узла сосуд — оболочка — рама вагона-цистерны и контейнера-

цистерны

,

что обеспечило надежную работу транспортных средств при их экс-

плуатации. Обоснованы решения по выбору и разработке комплекса защитных за-

порно-предохранительных устройств и скоростных клапанов

,

предназначенных

для предотвращения аварийных ситуаций при эксплуатации транспортных

средств. На основе проведенных исследований предложен способ хранения сжи-

женного природного газа в емкости транспортного средства

,

обеспечивающий

безопасный сброс паров СПГ из емкости в атмосферу в условиях железнодорож-

ных и автомобильных транспортных путей. Представлена технология слива из

емкости транспортного средства у потребителя СПГ

,

обеспечивающая мини-

мальные сбросы паров СПГ в атмосферу. Впервые приведены описание и техниче-

ские характеристики перспективных транспортных изделий — вагона-цистерны

для СПГ и этилена объемом 40 м

3

.

Ключевые слова

:

сжиженный природный газ

,

вагон-цистерна

,

автомобильная

цистерна

,

контейнер-цистерна

,

транспортировка

,

система безопасных дренаж-

ных устройств

,

волокнисто-вакуумная

,

экранно-вакуумная теплоизоляция

,

плат-

форма-контейнеровоз

,

железнодорожная платформа

Введение.

В конце 1990-х годов на ряде предприятий космичес-

кой отрасли был разработан коммерческий ракетно-космический

комплекс «Рикша» на компонентах топлива кислород — сжиженный

газ (СПГ) с выведением полезной нагрузки массой до 1,7 т на низкую

околоземную орбиту [1].

Для транспортировки СПГ на стартовый комплекс используются

автомобильные транспортировщики, железнодорожные вагоны-цис-

терны, специальные контейнеры-цистерны разработки ОАО «Урал-

криомаш» [2, 3]. Технические характеристики транспортного средства

в этом случае определяются инфраструктурой транспортного ком-

плекса.

ОАО «Уралкриомаш» в период 1979–1981 гг. занималось разра-

боткой железнодорожной цистерны для перевозки жидкого этилена,

на базе которой в дальнейшем предполагалось создать вагон-цис-

терну для транспортировки СПГ модели 15-147У. На базе автоцис-