О.Я. Черемных
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 1·2018
терны для транспортировки жидкого водорода была поставлена зада-
ча создать транспортное средство для доставки и заправки СПГ ле-
тающей лаборатории ТУ-155 в условиях аэродрома [4].
При решении этих задач приоритетными являлись следующие
направления:
выбор конструкции и теплоизоляции транспортных средств для
обеспечения требования по совокупности параметров технического
задания (габаритные размеры, масса перевозимого продукта, рабочее
давление в сосуде, суточные потери СПГ от испарения, время бездре-
нажной транспортировки продукта);
определение конструктивного исполнения силовых элементов
узлов цистерны (сосуд, оболочка, рама платформы), обеспечивающих
восприятие ударных нагрузок в условиях эксплуатации на железно-
дорожных магистралях, автодорогах и морских перевозках;
решение одного из проблемных вопросов — определение дли-
тельности бездренажной транспортировки в процессе перевозки СПГ,
так как, во-первых, сброс паров метана из емкости цистерны можно
осуществлять только на специально оборудованных площадках, же-
лезнодорожных тупиках или оборудованных автомобильных стоянках;
во-вторых, сброс сопровождается потерей продукта. Решение этого
вопроса связано как с выбором теплоизоляции, так и с разработкой
технологии транспортировки СПГ от завода — производителя продук-
та до потребителя [5, 6].
Международный морской кодекс по опасным грузам, Междуна-
родные правила перевозки опасных грузов по железным дорогам, Ев-
ропейское соглашение о международной перевозке опасных грузов
[7–9] при перевозке и сливе СПГ в транспортных средствах предпи-
сывают наличие в их конструкции следующих защитных устройств:
запорно-предохранительного устройства, предназначенного для
отсечки магистрали слива посредством автоматического ее закрыва-
ния при случайном (несанкционированном) передвижении транспорт-
ного средства во время слива;
запорно-предохранительное устройство совместно с противо-
пожарным приводом, обеспечивающим перекрытие сливной маги-
страли в случае возникновения пожара в районе работ по сливу СПГ;
скоростного клапана, используемого для перекрытия магистра-
ли слива при разгерметизации коммуникаций слива у потребителя.
В связи с приведенными требованиями разработке и исследова-
нию работоспособности этих средств, исключающих возникновение
пожароопасной ситуации при сливе СПГ из транспортной цистерны,
придается большое значение.
Цель настоящей работы — анализ конструктивных особенностей,
технологии транспортировки и безопасной эксплуатации применяе-