Перспектива развития транспортных средств для жидких кислорода, азота, аргона
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2017 7
Рис. 5.
Общий вид цистерны 8Г513 в разрезе
применение дыхательного клапана исключало возможность подсоса
атмосферного воздуха в сосуд и позволило перевозить в цистерне
8Г513М жидкий аргон без ухудшения его качества. Для цистерн
8Г513 и 8Г513М использовались серийно изготовляемые предприя-
тием «Уралвагонзавод» железнодорожные тележки модели 18-100 с
допускаемой нагрузкой на ось 23,25 т. При максимальной массе
брутто 71,3 т цистерны 8Г513 нагрузка на ось составляла 17,8 т. Та-
ким образом, экипажная часть железнодорожной цистерны позволяла
обеспечить б
î
льшую грузоподъемность и, следовательно, создавала
возможность для перевозки б
î
льших масс продуктов разделения воз-
духа.
Цистерна модели 15-558 для транспортировки продуктов
разделения воздуха.
Железнодорожная цистерна, получившая ин-
декс 15-558, изготовлялась для доставки больших объемов жидких
кислорода, азота, аргона на стартовый комплекс многоразовой кос-
мической системы «Энергия — Буран» и стенды для отработки жид-
костных ракетных двигателей (рис. 6).
Внутренний сосуд и вакуумная теплоизоляционная оболочка ци-
стерны 15-558 были изготовлены из алюминиевого сплава АМг5, что
позволило, применяя и трубы из этого же сплава, отказаться от ис-
пользования сильфонных компенсаторов температурной усадки
внутреннего сосуда. Из алюминиевого сплава АМг5 была выполнена
и рама цистерны опытного образца. Однако в дальнейшем, учитывая
возрастающую стоимость и дефицит алюминиевых сплавов, указан-