О.Я. Черемных
6
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2017
ходимости применения новых композиций теплоизоляционного по-
рошка и углублению вакуума в теплоизоляционной полости емкости.
В качестве теплоизоляционного порошка был выбран негидрофоб-
ный аэрогель (гель кремниевой кислоты). Аэрогель засыпали мето-
дом засасывания вакуумными насосами через горловину люка-лаза.
Для равномерного заполнения порошком всего изоляционного про-
странства внутри него установлена сеть перфорированных трубочек,
обмотанных латунной сеткой и стеклотканью, подключенная к кол-
лекторам вакуумирования и отсечным вентилям (рис. 4). Затем изо-
ляционное пространство вакуумировали до давления 1…5 мм рт. ст.
Рис. 4.
Железнодорожная цистерна модели 8Г513 для транспортировки
жидкого кислорода, азота, аргона
Использование различных вариантов порошково-вакуумной изо-
ляции транспортной цистерны (чистый негидрофобный аэрогель, его
смеси с вермикулитом и перлитом в соотношении 50 на 50 % по
объему, белая сажа и др.) к существенному снижению испаряемости не
приводило. С применением чистого негидрофобного аэрогеля была
достигнута суточная испаряемость по кислороду 0,2 %, что зафиксиро-
вано в технических условиях на цистерну 8Г513 (рис. 5). Транспорти-
ровка продуктов разделения воздуха (кислорода, азота, аргона) в ци-
стерне осуществлялась с открытым газосборосом. В связи с тем, что в
цистерне 8Г513 наблюдались случаи ухудшения качества жидкого ар-
гона вследствие загрязнения примесями, находящимися в воздухе, было
принято решение о создании новой модели цистерны — 8Г513М.
В отличие об базовой модели новая модель была оборудована обрат-
ным дыхательным клапаном, настроенным на давление 0,11…0,16 МПа,