О.Я. Черемных
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2017
ный сплав оставили только для внутреннего сосуда, а вакуумную
оболочку и раму стали изготовлять из низколегированной стали
09Г2С (цистерна модели 15-558С).
Рис. 6.
Железнодорожная цистерна модели 15-558С-01 для транспортировки
жидкого кислорода, азота, аргона
Отличительной особенностью цистерны 15-158С (сосуд из алю-
миниевого сплава АМг5) и ее модификации 15-558С-01 (сосуд из
коррозионно-стойкой стали 12Х18Н10Т) от железнодорожных ци-
стерн 8Г513 и 8Г513М, помимо увеличенной массы перевозимого крио-
генного продукта, является рабочее давление 0,5 МПа, что обеспечивает
бездренажную транспортировку продукта в период до 30 сут. Главное
отличие модели15-558 от цистерны 8Г513 — конструкция арматуры
и системы коммуникаций. Арматура с сильфонным уплотнением
штока исключает его обмерзание и утечку криогенного продукта че-
рез сальник. В системе коммуникаций предусмотрены два газосбро-
са: традиционный — в атмосферу непосредственно из сосуда (при
заполнении из цистерны) и другой — через специальный дыхатель-
ный клапан (при хранении и транспортировке).
Рабочее давление в сосуде 0,6 МПа, давление при транспорти-
ровке — не более 0,5 МПа, чему соответствует давление дыхательно-
го клапана 0,11…0,16 МПа.
В 1990-х годах ввиду закрытия завода по производству аэрогеля
пришлось искать иные недорогие теплоизоляционные материалы,
применимые прежде всего к жидкому кислороду. Такой материал
был найден — базальтовое волокно, из которого в дальнейшем изго-
товлялись базальтовые маты, теплоизоляция емкости при этом полу-
чила название волокнисто-вакуумной.
При заданном типе теплоизоляции, несмотря на немного б
î
льшие
потери продукта от испарения по сравнению с потерями на цистерне