О.Я. Черемных
2
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2017
учитываться требования по восприятию транспортных ударных
нагрузок в условиях железной дороги в совокупности с низкой тем-
пературой жидкого кислорода и жидкого азота.
Важным вопросом является универсальность создаваемого
транспортного средства — возможность перевозки различных крио-
генных жидкостей в цистерне одной конструкции (модели) [7] при
сохранении их качества (минимизация загрязнения примесями —
твердыми или растворенными, что является проблемной задачей).
При транспортировке жидкого кислорода (жидкие азот и аргон
нейтральны по отношению к воспламенению) первостепенной и
определяющей в выборе конструкции универсальной цистерны [8]
является задача разработки мероприятий на случай возникновения
аварийной ситуации, такой как потеря вакуума в теплоизоляционной
полости емкости.
Проблема создания транспортного средства, обеспечивающего
перевозку продуктов разделения воздуха по железной дороге, авто-
мобильным и морским транспортом (мультимодальные перевозки),
может быть решена на основе создания контейнера-цистерны.
Цель настоящего исследования — анализ конструктивных осо-
бенностей и технологии транспортировки ранее созданных транс-
портных изделий, используемых для доставки потребителям жидких
кислорода, азота, аргона, и разработка на этой основе мероприятий
по улучшению теплоизоляции емкостей, безопасной эксплуатации,
сохранению качества продуктов разделения воздуха при перевозках,
что обеспечит совершенствование технических характеристик крио-
генных цистерн.
Железнодорожная цистерна модели 8Г52 для транспортиров-
ки жидкого кислорода.
Ее создание было инициировано
в 1954 г.
техническим заданием главного конструктора наземного стартового
оборудования академика В.П. Бармина.
Основа цистерны 8Г52 (рис. 1) — алюминиевая цилиндрическая
емкость, устанавливаемая на железнодорожную платформу и закры-
тая герметичным стальным кожухом по периметру каркаса. Про-
странство между кожухом и емкостью через специальные люки за-
полнялось теплоизоляционным материалом — мипорой, широко
применяемой в пассажирском вагоностроении и при изготовлении
изотермических вагонов для перевозки пищевых продуктов.
Емкость опиралась на железнодорожную платформу: концами —
на подвижные опоры, обеспечивающие скольжение емкости при
термических усадках, а посредине — на жесткую неподвижную опо-
ру. Для уменьшения теплопритоков к емкости между ней и опорами
размещались текстолитовые проставки. Опоры были выполнены из
хладостойкой высококачественной стали во избежание появления