Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2017 1
УДК 546/21 (038)
DOI 10.18698/2308-6033-2017-10-1684
Перспектива развития транспортных средств
для жидких кислорода, азота, аргона
© О.Я. Черемных
АО «Уралкриомаш», г. Нижний Тагил, 622051, Россия
Приведены сведения о разработках на основе анализа созданных ранее конструкций
транспортных средств для перевозки продуктов разделения воздуха (кислорода, азо-
та, аргона), позволяющих реализовать современные криогенные технологии в ракет-
но-космической, морской и других отраслях промышленности. Выполнен поиск опти-
мальных решений при выборе конструкций и теплоизоляции указанных транспортных
средств. Обоснован выбор экранно-вакуумной теплоизоляции и глубины вакуума в
межстенном пространстве емкости. На основе анализа выявлены основные примеси
жидкого кислорода и оценено изменение их концентрации в процессе транспортиров-
ки, в связи с чем предложено осуществлять транспортировку жидкого кислорода в
железнодорожных цистернах с открытым газосбросом паров кислорода из емкости,
а транспортировку жидкого аргона для сохранения качества продукта — с закры-
тым газосбросом паров аргона из емкости (под избыточным давлением паров в емко-
сти). Обоснован выбор материала сосуда и оболочки емкости цистерны для безопас-
ной эксплуатации на железнодорожном транспорте. Впервые приведены описание и
технические характеристики перспективного транспортного изделия — контейнера-
цистерны для мультимодальных перевозок жидкого кислорода и жидкого азота.
Ключевые слова:
жидкий кислород, жидкий аргон, жидкий азот, железнодорож-
ная цистерна, контейнер-цистерна, теплоизоляция, глубина вакуума, испаряе-
мость, железнодорожная платформа
Введение.
В СССР шестьдесят лет назад по инициативе Главного
конструктора С.П. Королева были начаты широкомасштабные рабо-
ты по созданию оборудования и технологий, позволяющих исполь-
зовать керосинокислородное ракетное топливо для ракеты-носителя
Р-7 [1]. Необходимо было создать транспортные железнодорожные
средства для доставки топлива и заправки ракеты-носителя на космо-
дроме жидким кислородом и жидким азотом [2], т. е. разработать
конструкционные и теплоизоляционные материалы, работоспособ-
ные при низких температурах, и найти конструкторские решения, со-
ответствующие [3, 4].
До настоящего времени остается актуальной задача минимизации
суточных потерь жидких кислорода, азота, аргона с помощью эффек-
тивной теплоизоляции емкости транспортного средства и создания
глубокого вакуума в межстенном теплоизоляционном пространстве
[5, 6]. В конструкторских решениях силовых элементов (опоры, узлы,
подвески) схемы «сосуд—оболочка—рампа платформы» должны