Перспектива развития транспортных средств для жидких кислорода, азота, аргона
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2017 13
Материал сосуда ..................................................... Коррозионно-стойкая сталь
Диаметр оболочки, мм............................................. 2400
Диаметр сосуда, мм ................................................. 2100
Толщина обечайки сосуда, мм................................ 6
Толщина днища сосуда, мм .................................... 10
Среднесуточная испаряемость, %:
кислород................................................................. 0,36
азот ........................................................................ 0,57
Тип изоляции ........................................................... Экранно-вакуумная
Транспортировка жидкого кислорода и жидкого азота в контей-
нерах-цистернах по сравнению с перевозкой железнодорожными ци-
стернами дает следующие преимущества:
возможность перевозки криогенных продуктов железнодорож-
ным, автомобильным и морским транспортом;
прямая доставка сжиженного газа производителю, что исключает
потери продукта при переливах;
отсутствие необходимости в использовании дорогостоящих же-
лезнодорожных терминалов слива-налива;
исключение снижения качества криогенного продукта в резуль-
тате его переливов.
Заключение.
Показана возможность использования конструкци-
онных материалов: алюминиевых сплавов АМцС и АМг5, стали
12Х18Н10Т для изготовления внутреннего сосуда емкостей, работо-
способных при температуре жидких кислорода, азота, аргона, и
найдены конструкторские решения, обеспечивающие надежную ра-
боту транспортных изделий при низких температурах и высоких ди-
намических нагрузках.
В результате проведенных исследований различных типов тепло-
изоляции емкостей транспортных изделий общепромышленного
назначения (мипора, порошково-вакуумная, многослойно-вакуумная
(на основе базальтовых матов), экранно-вакуумная) удалось добиться
снижения испаряемости жидкого кислорода и жидкого азота на уни-
версальной цистерне 15-558С-04 в 1,2–1,4 раза.
На основе исследования загрязнения жидкого кислорода и жид-
кого аргона примесями в процессе транспортировки установлены ре-
жимы хранения криогенных продуктов в емкости под избыточным дав-
лением 0,11…0,16 МПа и газосброса в атмосферу при превышении
верхнего предела давления до достижения минимального значения.
Анализ находящегося в эксплуатации парка универсальных ци-
стерн моделей 8Г513, 15-558 позволил наметить пути совершенство-
вания технических характеристик универсальной цистерны модели
15-558С-05:
увеличение грузоподъемности благодаря применению грузовых
тележек с нагрузкой на ось 25…27 т;