Перспектива развития транспортных средств для жидких кислорода, азота, аргона
Инженерный журнал: наука и инновации
# 10·2017 5
Внутренний сосуд служил резервуаром для жидкого кислорода и
жидкого азота, наружный — кожухом теплоизоляционной полости.
Крепление внутреннего сосуда в оболочке осуществлялось с помо-
щью крайних текстолитовых подвижных опор, обеспечивающих воз-
можность термической усадки внутреннего сосуда при его охлажде-
нии или отогреве, и средней жесткой опоры. Материал внутреннего
сосуда — алюминиевый сплав АМцС, материал оболочки — легиро-
ванная сталь 15. В дальнейшем материал оболочки был заменен на
алюминиевый сплав АМг, так как сварные швы из него имели намного
меньше дефектов герметичности по сравнению со швами из стали 15.
Перед закаткой в оболочку внутренний сосуд емкости проверяли
на вакуумную герметичность. Для этого сосуд надували внутренним
рабочим давлением гелия или гелиево-воздушной смеси, а снаружи
каждый участок всех сварных швов прощупывали датчиком, под-
ключенным к гелиевому течеискателю, который регистрировал утеч-
ку гелия из сосуда в проверяемом месте (метод щупа). Выявленные
негерметичности устраняли выборкой дефектных участков и подвар-
кой. Методом щупа выявлялось немного дефектных мест, так как до
контроля вакуумной герметичности все швы сосуда проверяли рент-
генографией.
При контроле вакуумной герметичности наружной оболочки изо-
ляционное пространство вакуумировали до давления, обеспечиваю-
щего нормальную работу течеискателя (10…40 мм рт. ст.). После
этого оператор подключал гелиевый течеискатель к вакуумному про-
странству и обдувал каждый участок швов струйкой гелия из балло-
на, а другой оператор по прибору регистрировал дефектные участки.
Дефектные участки подваривали.
Технические характеристики железнодорожной цистерны 8Г512
приведены ниже:
Геометрический объем сосуда, м
3
............................. 30,0
Рабочее давление, МПа .............................................. 0,25
Перевозимая масса жидкости, т:
кислород................................................................. 32,4
азот ......................................................................... 23,4
Суточные потери продукта
при транспортировке, % ............................................. 0,5
Способ слива продукта ............................................... Наддув испарителем
Суточные потери жидкого кислорода от испарения на цистерне
8Г512 составила не более 0,5 %, что в 10–15 раз ниже, чем на ци-
стерне 8Г52.
Цистерна модели 8Г513 для транспортировки жидких кисло-
рода, азота, аргона.
Поиск дальнейших путей снижения потерь жид-
ких кислорода, азота, аргона при транспортировке приводил к необ-