Previous Page  6 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 24 Next Page
Page Background

Е.С. Гордиенко

6

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

линейного закона управления вектором тяги [

x

1

q

,

x

2

q

], время включе-

ния двигателя

t

kTq

и длительности выдачи импульсов ∆

t

kq

, где

q

номер активного участка (импульса).

На I этапе рассмотрим идеальный импульсный случай (

управле-

ние № 1

), будем искать оптимальный трехимпульсный переход. Ори-

ентацию тяги зададим прямой, т. е. γ(

t

) = γ и α(

t

) = α, а вместо дли-

тельностей выдачи импульсов используем их значения ∆

V

q

. Тогда

задача оптимизации упрощается: на каждом участке будет три пара-

метра, а их общее число сократится до девяти.

Из анализа апсидального решения [1, 2] было выявлено, что трех-

импульсный переход существенно лучше по энергетическим харак-

теристикам, чем одноимпульсный. Выигрыш апсидального трехим-

пульсного перехода по сравнению с одноимпульсным (при учете гра-

витационных возмущений и конечности тяги) составил по суммарной

характеристической скорости ~85…~120 м/с и по конечной массе КА

~49 кг…~70 кг. Учет возмущений приводит к новым характеристи-

кам трехимпульсного перехода по сравнению с анализом в кеплеров-

ском поле Луны. Так, например, обнаружено, что часто существует

оптимальное расстояние в промежуточной точке

P

2

: для конечного

наклонения в 90° оно равно ~45 тыс. км. Геометрически траектория

получается пространственной, начальное наклонение из-за влияния

возмущений сильно отличается от конечного. Разница составляет

~35°. Также определены значения импульсов для построения траек-

тории трехимпульсного перехода:

имп

1

,

V

имп

2

,

V

имп

3

.

V

Оптими-

зация управления вектором тяги при реализации траектории биэл-

липтического перехода заключается в декомпозиции задачи на

составляющие, т. е. в отдельной оптимизации каждого из участков.

Оптимизации

первого

маневра.

Рассмотрим задачу оптимиза-

ции

первого

, тормозного, импульса (точка

P

1

) перехода с гиперболы

подлета к Луне

T

0

с перицентром π

1

, равным

r

1

= 1838,57 км, на высо-

коэллиптическую орбиту

T

1

с апоцентром α

1

, равным

r

2

= 45 тыс. км.

1.

В качестве начального приближения значения

первого

им-

пульса используем полученную ранее его оценку

имп

1

V

для апси-

дального решения.

2.

Тягу направляем против нормали

n

к радиусу-вектору

r

: γ

01

=

= 270° (α

01

= 180°).

3.

Задавая время приложения

первого

импульса

t

1

T

0

и параметр

управления вектором тяги γ

01

, решим однопараметрическую краевую

задачу, в которой варьируется значение

первого

импульса ∆

V

1

, а кон-

тролируется радиус апоселения

r

α1

в точке

P

2

на орбите

Т

1

. Краевая за-

дача решается с точностью

(

r

α1

) = 10

–4

м. Время приложения

первого

импульса выбирается из диапазона

t

1

T

0

ϵ {

t

0

– 2∆

t

10

,

t

0

+ 2∆

t

10

}, где

t

0