Previous Page  2 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 24 Next Page
Page Background

Е.С. Гордиенко

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

Импульс характеристической скорости, сообщаемый

в точке

P

3

имп

3

,

V

м/с ........................................................................... 290,986

Суммарная характеристическая скорость перехода

,

f

V

м/с ........... 550,2086

Начальное наклонение гиперболы подлета

T

0

/

i

0

, град ........................ 55,435

Наклонение конечной орбиты ИСЛ

i

f

, град ......................................... 90

Масса космического аппарата

m

КА

, кг .................................................. 1690,438

Время подлета КА к Луне

t

0

=

t

π

(это время пролета периселения

гиперболы

T

0

для высоты

h

π

= 100 км): 29.09.2016 03:31:48 (UTC).

Цель работы заключается в разработке методики сквозной опти-

мизации траектории трехимпульсного перехода КА. Сначала на I этапе

оптимизация проводится для случая импульсной тяги. Рассматривают-

ся два варианта ориентации импульса: сначала ориентация, в «плоском

случае», задается в оскулирующей плоскости углами тангажа γ или

атаки α, затем, в «пространственном» случае, добавляется угол выхода

из плоскости, угол рыскания ψ. Показано, что в реальном поле

с учетом возмущений от Земли, Луны и Солнца моменты оптималь-

ного приложения импульсов смещаются из апсидальных точек орбит,

при этом второй импульс не сонаправлен с вектором текущей скоро-

сти. В «плоском» случае ориентации импульса получаем характери-

стики, близкие к апсидальному случаю импульсной тяги, в «про-

странственном» — конечная масса КА несколько увеличивается. На

II этапе задача оптимизации трехимпульсного перелета решается для

случая конечной тяги. Как и в случае импульсной тяги, результаты

показывают, что во второй точке в конце разгона вектор тяги также

не сонаправлен с вектором текущей скорости. Конечные массы КА

в «плоском» и «пространственном» случаях получаются похожими.

Постановка задачи.

Исследуем задачу оптимизации перехода

(с точки зрения максимизации конечной массы КА) с селеноцентри-

ческой гиперболы подлета на высокую полярную круговую орбиту

ИСЛ с заданным значением большой полуоси

a

(

t

f

) =

a

f

=

R

M

+

H

f

(6 тыс. км). Начальная масса КА

m

0

составляет 2039,736 кг.

Методы, используемые при решении задачи оптимизации

каждого из маневров.

Распишем общий подход к оптимизации каж-

дого из маневров. Как показали Д.Е. Охоцимский и Т.М. Энеев [3], для

модели плоскопараллельного поля притяжения тангенс оптимального

угла наклона является дробно-линейной, или линейной, функцией

времени, поэтому в качестве аппроксимации закона управления рас-

смотрим двухпараметрическую задачу оптимальной, в рамках линей-

ного закона, ориентации тяги по углам тангажа γ(

t

) или атаки α(

t

):

γ(

t

)

=

γ

0

+

γ

't

, α(

t

)

=

α

0

+

α

't

, (1)

в случае идеального импульсного управления γ

'

= 0 или α

'

= 0.

В данном случае оптимальные значения двух параметров в рам-

ках законов управления (1), координат двухмерного вектора

x

(

x

1

,

x

2

),