Previous Page  12 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 15 Next Page
Page Background

Л.А. Савин

12

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2017

на основе 3D-модели МКС с использованием расчетных алгоритмов,

описанных, например, в работе [3]. Актуальную модель МКС в фор-

мате Autodesk 3ds Max регулярно поставляют в ЦУП-М проектные

подразделения РКК «Энергия». Наряду с указанным еще одним

наиболее полезным аспектом является использование сравнительного

анализа текущих данных об углах в шарнирах манипулятора с неко-

торыми заранее вычисленными модельными данными (рис. 6).

Рис. 6.

Окно анализа телеметрических данных об углах в шарнирах и координатах

концевого захвата манипулятора SSRMS

Голубым цветом в таблицах выделены текущие значения углов в

шарнирах (слева) и координат концевого захвата (справа), получае-

мые в режиме реального времени по телеметрическим данным. Бе-

лым и розовым цветом выделены (соответственно) промежуточные и

конечные расчетные величины углов и координат, рассчитанные за-

ранее при разработке траекторий перемещения манипулятора на мо-

делирующем оборудовании. В зеленой строке отображается текущее

рассогласование между реальными данными и расчетными (между

строками Current и Destination). За внешней простотой реализации

скрывается необходимое и полезное средство контроля критических

параметров манипуляторов.

Сложные пространственные перемещения манипуляторов вблизи

поверхности МКС и внешних элементов конструкции на этапе под-

готовки миссии тщательно отрабатываются на моделирующем обо-

рудовании. Рассчитываются возможные траектории, позволяющие

избежать опасных сближений самого манипулятора и переносимого

груза с элементами конструкции МКС. Во время реализации миссии

на борту в силу особенностей человеческого визуального восприятия

сложно, а порой и невозможно, оценить по телевизионной информа-

ции или 3D-изображениям, корректно ли выполняется запланирован-

ная траектория перемещения. Если на этапе моделирования выделить

на траектории перемещения ряд реперных точек, зафиксировать зна-

чения углов в шарнирах и координаты концевого захвата при про-

хождении каждой точки, то полученный набор данных можно ис-

пользовать в качестве эталона при реальном перемещении.