Previous Page  11 / 15 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 15 Next Page
Page Background

Телеметрические средства обеспечения функционирования манипулятора ERA

Инженерный журнал: наука и инновации

# 6·2017 11

телеметрические параметры, остальные — могут быть отображены

по выбору пользователя.

Аналогичный набор функций доступен космонавту на пульте

управления манипулятором на борту МКС. Отсюда очевидны два

бесспорных достоинства MS-IMMI: 1) отображение 3D-картинки;

2) имитация бортового пульта управления.

3D-изображение имеет преимущества перед телевизионной ин-

формацией по своей трехмерности и не зависит от освещенности на

орбите. К недостаткам можно отнести некоторое искажение реальной

картины, вызванное погрешностями в телеметрических датчиках уг-

лов в шарнирах и вынужденными загрублениями в обработке теле-

метрической информации и в геометрических вычислениях. Имита-

ция бортового пульта позволяет эффективнее осуществлять руковод-

ство действиями космонавта, управляющего манипулятором. Оба

описанных достоинства MS-IMMI у штатных средств ЦУП-М в

настоящее время отсутствуют.

Из описания функций OLMS и MS-IMMI и сравнения их с воз-

можностями штатных средств ЦУП-М следует, что по большинству

позиций европейская и российская системы не конкурируют, а до-

полняют одна другую. Поэтому можно сделать вывод о том, что в

текущем проекте телеметрические средства обеспечения функциони-

рования манипулятора ERA, с одной стороны, не имеют лишней

функциональной избыточности, с другой — предоставляют специали-

стам Главной оперативной группы управления и европейским кон-

сультантам всю необходимую информацию для объективной оценки

функционирования российских РТС и для корректной поддержки дей-

ствий экипажа.

Заключение.

Поскольку проект ERA реализуется в рамках МКС,

то для качественной оценки разрабатываемых программно-аппа-

ратных средств телеметрического обеспечения российских РТС

вполне допустимо обратиться к опыту зарубежных партнеров. Евро-

пейские партнеры не имеют опыта эксплуатации манипуляторов в

составе пилотируемых комплексов, а американские коллеги его

накапливали без малого четверть века. Автору удалось поверхностно

ознакомиться с наземными средствами поддержки РТС в Центре

управления полетами (г. Хьюстон, Техас, США). Из полученной ин-

формации необходимо выделить важные аспекты: использование

значительно более качественной по сравнению с MS-IMMI 3D-визуа-

лизации; минимальную дискретизацию гладких поверхностей; высо-

кую детализацию мелких внешних элементов; передачу теней и

полутонов; имитацию текстуры поверхностей и т. п. Собственную

систему 3D-визуализации аналогичного качества можно разработать,

привлекая специалистов Главной оперативной группы управления,