Телеметрические средства обеспечения функционирования манипулятора ERA
Инженерный журнал: наука и инновации
# 6·2017 11
телеметрические параметры, остальные — могут быть отображены
по выбору пользователя.
Аналогичный набор функций доступен космонавту на пульте
управления манипулятором на борту МКС. Отсюда очевидны два
бесспорных достоинства MS-IMMI: 1) отображение 3D-картинки;
2) имитация бортового пульта управления.
3D-изображение имеет преимущества перед телевизионной ин-
формацией по своей трехмерности и не зависит от освещенности на
орбите. К недостаткам можно отнести некоторое искажение реальной
картины, вызванное погрешностями в телеметрических датчиках уг-
лов в шарнирах и вынужденными загрублениями в обработке теле-
метрической информации и в геометрических вычислениях. Имита-
ция бортового пульта позволяет эффективнее осуществлять руковод-
ство действиями космонавта, управляющего манипулятором. Оба
описанных достоинства MS-IMMI у штатных средств ЦУП-М в
настоящее время отсутствуют.
Из описания функций OLMS и MS-IMMI и сравнения их с воз-
можностями штатных средств ЦУП-М следует, что по большинству
позиций европейская и российская системы не конкурируют, а до-
полняют одна другую. Поэтому можно сделать вывод о том, что в
текущем проекте телеметрические средства обеспечения функциони-
рования манипулятора ERA, с одной стороны, не имеют лишней
функциональной избыточности, с другой — предоставляют специали-
стам Главной оперативной группы управления и европейским кон-
сультантам всю необходимую информацию для объективной оценки
функционирования российских РТС и для корректной поддержки дей-
ствий экипажа.
Заключение.
Поскольку проект ERA реализуется в рамках МКС,
то для качественной оценки разрабатываемых программно-аппа-
ратных средств телеметрического обеспечения российских РТС
вполне допустимо обратиться к опыту зарубежных партнеров. Евро-
пейские партнеры не имеют опыта эксплуатации манипуляторов в
составе пилотируемых комплексов, а американские коллеги его
накапливали без малого четверть века. Автору удалось поверхностно
ознакомиться с наземными средствами поддержки РТС в Центре
управления полетами (г. Хьюстон, Техас, США). Из полученной ин-
формации необходимо выделить важные аспекты: использование
значительно более качественной по сравнению с MS-IMMI 3D-визуа-
лизации; минимальную дискретизацию гладких поверхностей; высо-
кую детализацию мелких внешних элементов; передачу теней и
полутонов; имитацию текстуры поверхностей и т. п. Собственную
систему 3D-визуализации аналогичного качества можно разработать,
привлекая специалистов Главной оперативной группы управления,