Инженерный журнал: наука и инновации
# 12·2016
1
УДК 629.365
DOI 10.18698/2308-6033-2016-12-1561
Моделирование взаимодействия мобильного робота
и опорного основания с помощью алгоритмов
пересечения многогранников
© А.А. Стадухин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Выдвинуто предложение представлять элементы транспортной машины и про-
филь грунта в виде многогранников и исследовать их пересечение с применением
известных алгоритмов — GJK (Gilbert–Johnson–Keerthi), EPA (Expanding Polytope
Algorithm) и CA (Сlipping Algorithms), так как при моделировании взаимодействия
ходовой части транспортной машины с опорным основанием исследователи ча-
сто оставляют без внимания геометрические формы контактирующего элемента
и профиля грунта, исследуя «точечный контакт». Приведены краткие описания
алгоритмов и их адаптация для рассматриваемого применения. Показан способ
разбивки трассы на выпуклые многогранники, необходимый для работы алгорит-
мов. Продемонстрированы результаты моделирования простой механической си-
стемы в среде MATLAB. Приведен пример моделирования движения мобильного
робота с колесно-шагающей ходовой частью по лестнице. Перечислены основные
трудности применения рассматриваемого способа моделирования.
Ключевые слова:
транспорт, робот, опорное основание, моделирование, MATLAB,
GJK, EPA.
Введение.
Многие существующие имитационные компьютерные
модели, предназначенные для исследования движения транспортной
машины по недеформируемому твердому опорному основанию [1, 2,
3], используют так называемый
точечный контакт
. В этом случае
силы взаимодействия с грунтом либо вычисляют по вертикальной
координате контактирующего c грунтом элемента машины, либо
находят по площади сектора окружности колеса, отсекаемого плос-
ким опорным основанием. Используя подобный подход, невозможно
учесть взаимодействие с опорным основанием сложного профиля
(имеющим ступени, ямы, углы подъема 90° или больше). Кроме того,
остаются невыясненными вопросы контакта с грунтом корпусных
деталей машины, навесного оборудования, торцов колес, затруднено
исследование машин с нетрадиционными движителями.
Если заранее выбрать на транспортной машине значительное ко-
личество точек, которые будут в модели взаимодействовать с опор-
ным основанием, то появится возможность решить часть указанных
проблем. Таким образом выполнена имитационная модель, предло-
женная в статье [4]. Опорное основание транспортной машины в ней
рассматривается как функция поверхности
z
(
x
,
y
). Для вершин трас-