Н.С. Васильев
14
Главная цель системы — обеспечить понимание изучаемого учебного
материала.
На нижнем уровне ИОС осуществляется формирование учебного
курса на базе изучаемого «горящего» курса, в данном случае это,
например, учебник [9]. Такой материал «пропускается» через кате-
горный язык, посредством которого налаживаются связи с другими
учебными материалами из базы знаний Интернета. Это делается бла-
годаря наличию общих универсальных конструкций и общих поня-
тий. Личностная база знаний строится из документов, находящихся в
сети, и в процессе работы дополнительно снабжаемых качествами,
облегчающими навигацию по этим документам [3–5]. В результате
строится индивидуальный учебный курс: к исходному курсу добав-
ляются профессиональные курсы, задачники, обзорные материалы и
работы по истории развития научного знания, в которых учитывается
процесс развития понятий при филогенезе [1–5]. В диалоге с систе-
мой обучающийся приобретает возможность участвовать в выборе
собственного пути освоения учебного материала под руководством
системы [2, 5].
Учебные материалы в ИОС приобретают связность целого для
достижения эффективности работы поисковой системы ИОС. Это
достигается путем создания иерархического индексного указателя,
графа понятий, смысловых единиц текста внутри каждого документа
и между всеми документами посредством введения их оглавлений и
индексов [2]. Процесс формирования базы знаний автоматизирован в
ИОС с помощью инструментальных систем НИТ. Редактирование,
навигация по документам осуществляются в диалоговом режиме.
Обучающийся занимается в ИОС исследованием системы понятий и
важнейших свойств объектов изучаемых предметных областей в их
связности с другими областями.
Верхний уровень ИОС привносит смыслы в работу обучающего-
ся, способствуя его развитию путем сравнения изучаемого материала
с другими теориями. При работе с горящим курсом теории вероятно-
стей будут задействованы теория меры, математический и функцио-
нальный анализ, алгебра, дискретная математика.
Модель ИОС снабжена целеполаганием. В процессе работы ИОС
формируются локальные цели обучения, составляющие тактику ме-
тода обучения, подчиненные достижению главной цели — стратегии:
обеспечить усвоение больших объемов знаний за счет целостно-
сти восприятия (понимание) учебного материала;
обеспечить преодоление сложности за счет адаптивного поиска,
разного по уровню сложности знания.
Согласно стратегии обучения, обучающийся будет ознакомлен с
главными результатами изучаемой теории. На категорном языке