7
Перспективы развития системы подрессоривания быстроходных гусеничных машин
ется двухуровневой фрактальной. В этой конструкции добиться нуле-
вого коэффициента сопротивления амортизатора, соответствующего
уровню высокой жесткости, не представляется возможным вследствие
наличия сопротивлений в трубопроводе, соединяющем цилиндры ПГР.
Ввиду того, что в многоуровневых системах подрессоривания на
различных частотах работают разные упругодемпфирующие элементы,
машина с такой подвеской способна двигаться в самых разнообразных
дорожных условиях с высокой плавностью хода. Теории разработки
таких конструкций посвящены работы [26–30].
В работах [29, 30] показано, что для БГМ достаточно двухуровневой
подвески, причем уровень демпфирования, соответствующий упругому
элементу высокой жесткости, должен быть минимальным. Характери-
стики многоуровневых систем подрессоривания целесообразно выби-
рать с использованием имитационного математического моделирования
движения БГМ по неровностям местности.
Развитие современных БГМ военного назначения идет по пути на-
ращивания огневой мощи и защищенности. Это ведет к неуклонному
увеличению их массы. При ограничении по допустимому давлению на
грунт конструкторы вынуждены увеличивать опорную поверхность
БГМ. При двухгусеничной схеме БГМ такое увеличение ограничено
шириной машины, предельное значение которой определяется транс-
портными габаритами (т. е. возможностью перевозки железнодорожным
транспортом) и ее длиной, с учетом предельно допустимой поворотли-
вости [31]. Известно, что машина с протяженной опорной поверхно-
стью при прочих равных условиях обладает худшей маневренностью.
В связи с этим в России и за рубежом ведутся теоретические раз-
работки в области применения двухзвенных гусеничных машин (ДГМ)
в качестве БГМ военного назначения [32], в частности как базы для
создания целого семейства боевых гусеничных машин: основного тан-
ка, боевой машины поддержки танков, боевой машины пехоты, само-
ходной артиллерийской установки, зенитной самоходной установки
и т. п. На рис. 4 показан учебный проект двухзвенного танка.
Кроме того, при решении транспортных проблем в районах с тяже-
лыми дорожными условиями (при освоении районов, богатых сырье-
выми ресурсами, обслуживания газо- и нефтепроводов, линий электро-
передачи, при решении задач, связанных с ликвидацией чрезвычайных
ситуаций) находят широкое применение двухзвенные гусеничные
транспортеры, которые также широко используют в военных целях. На
рис. 5 и 6 представлены двухзвенные гусеничные транспортеры се-
мейств «Витязь» и «Вездесущий» гражданского и военного назначения.
ДГМ обладают рядом свойств, обеспечивающих им преимущество
перед обычными БГМ. Большинство этих свойств связано с особым