Перспективы развития системы подрессоривания быстроходных гусеничных машин - page 6

6
Е.Б. Сарач, Г.О. Котиев, И.А. Смирнов
Еще одним примером многоуровневых подвесок является фракталь-
ная подвеска, которая состоит из ряда последовательно соединенных
упругодемпфирующих элементов. Эквивалентная схема двухуровневой
фрактальной подвески приведена на рис. 2,
в
. Термин «фрактал» (от
лат. frangere — ломать, fractus — дробный) был введен в 1975 г. Бенуа
Мандельбротом — основоположником фрактальной геометрии [24].
Фракталом называют структуру, состоящую из частей, которые в каком-
то смысле подобны целому [25]. Поскольку каждый дробный элемент
фрактальной подвески подобен всей подвеске в целом, авторы работ
[26, 27] выбрали именно эту терминологию.
Если из состава двухуровневой фрактальной подвески убрать демп-
фирующий элемент, соответствующий упругому элементу большей
жесткости, то ее эквивалентная схема примет вид, представленный на
рис. 2,
б
. Эту подвеску также называют релаксационной с последова-
тельным соединением дополнительного упругого элемента (по данным
работ, проводившихся в ВА БТВ в конце 1950-х — начале 1960-х годов).
Существуют элементы системы подрессоривания БГМ, которые по
своим характеристикам могут быть названы устройствами фрактально-
го типа. Например, пневмогидравлическая рессора (ПГР) с двумя сту-
пенями давления, разработанная ЗАО «Метровагонмаш» (рис. 3), явля-
Рис. 3.
Конструкция ПГР с двумя ступенями давления:
1
— пневмоцилиндр высокой жесткости;
2
— дросселирующая система;
3
— пневмоцилиндр низкой жесткости;
4
— кожух рубашки охлаждения рессоры;
5
— гидроцилиндр;
6
— шток с поршнем
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13
Powered by FlippingBook