Монреальским протоколом установлен ряд ограничений примене-
ния традиционных хладагентов и, в первую очередь, наиболее рас-
пространенного в системах кондиционирования R12. В качестве раз-
решенных к использованию хладагентов рассматриваются следующие
вещества: R134a, R152a, R143a, R125, R227, R236fa, R218, RC318 и
др. Из производимых в РФ хладонов в создаваемой установке может
быть использован R22. Однако срок его применения ограничен 2030
г. Кроме того, для данного хладона характерны высокие рабочие да-
вления в климатических условиях применения бортовой установки,
что приведет к необходимости упрочнения и утяжеления элементов
хладонового контура.
Поэтому в будущей хладоновой установке для ЛМС целесообразно
применить хладагент из числа рекомендованных Монреальским про-
токолом. Рабочим условиям эксплуатации в составе авиасредства в
наибольшей степени отвечает R134a — ближайший термодинамиче-
ский аналог R12.
Данный хладагент является наиболее распространенным в мире,
производится целым рядом химических предприятий и не является
дефицитным. Кроме того, количество хладона в установке незначи-
тельно и практически не влияет на эксплуатационные затраты.
Для снижения утечек хладагента при монтаже, обслуживании и
эксплуатации целесообразно создание установки в моноблочном ис-
полнении в полной заводской готовности, с максимальным исключе-
нием из конструкции разъемных соединений.
Таким образом, наиболее перспективной является разработка уста-
новки со следующим техническим обликом: одноступенчатая, в мо-
ноблочном исполнении на базе малорасходного центробежного или
поршневого компрессора, пластинчато-ребристых испарителя и кон-
денсатора, на хладоне R134a.
Обоснование принципиальной газогидравлической схемы.
При
выборе принципиальной газогидравлической схемы установки рас-
смотрено два варианта: с регенеративным теплообменником (рис. 3,
а
);
без регенеративного теплообменника (рис. 3,
б
).
Для сокращения необратимых потерь в ПКЦ от дросселирования
необходимо обеспечить снижение температуры жидкого хладагента
перед дросселирующим вентилем ниже температуры воздуха, охла-
ждающего конденсатор. Этого можно добиться путем регенерации
теплоты.
В ПКЦ с регенеративным ТА (см. рис. 3,
а
) происходит доиспаре-
ние и дополнительный перегрев паров хладагента, поступающих на
вход в компрессор, за счет теплоты, подводимой от жидкого хладаген-
та. При этом жидкость переохлаждается до температуры, незначитель-
но превышающей температуру охлаждающего воздуха, продуваемого
123