В отечественной авиации применение СКВ на основе ПКЦ на ЛА
не получило такого широкого распространения. В качестве приме-
ров можно привести вертолеты Ми-4, Ми-8, Ка-26, самолет Ту-144.
На современных большегрузных пассажирских самолетах, на воен-
ных самолетах применяются системы с ПКЦ для охлаждения бор-
товой аппаратуры, нежилых отсеков, для охлаждения рециркуляци-
онного воздуха ВЦ в связи со все более возрастающими тепловыми
нагрузками и высокой эффективностью ПКЦ, т.е. используется так на-
зываемая гибридная СКВ. Примерами могут служить такие самолеты,
как Boeing 787, F-22 Raptor, проектируемый российский самолет МС-
21, отечественный маловысотный самолет [3] и др. На зарубежных
вертолетах широко применяются СКВ на основе ПКЦ. Примерами
могут служить вертолеты фирм Sikorsky, Eurocopter, AgustaWestland,
Robinson.
Таким образом, в настоящий момент на ЛА различных типов ис-
пользуются СКВ: на базе ВЦ; на базе ПКЦ; гибридные системы, со-
четающие в себе ВЦ и ПКЦ.
В состав СКВ на базе ВЦ входят: турбохолодильники, влагоотде-
лители, сетевые регуляторы давления, регуляторы расхода, осушите-
ли, установки охлаждения воздуха, воздухо-воздушные ТА, оросители,
перепускные устройства, задатчики температуры, блоки управления,
сигнализаторы температуры, вентиляторы, воздушные фильтры, кон-
трольная и регулирующая аппаратура.
В состав СКВ на основе ПКЦ входят: компрессоры, конденсаторы;
испарители; регулирующие вентили; фильтры-осушители; контроль-
ная и регулирующая аппаратура [4].
Можно утверждать, что воздушные холодильные установки при-
ближаются к техническому “потолку”, в то время как развитие паро-
компрессионных холодильных установок находится в начальной ста-
дии и позволяет рассчитывать на существенное улучшение техниче-
ских характеристик в ближайшем будущем.
Использование при создании парокомпрессионных холодильных
установок новейших разработок в области холодильных центробеж-
ных компрессоров, компактных пластинчато-ребристых ТА, а также
современных технологий позволяет существенно уменьшить массу и
габаритные размеры, решает проблемы компоновки и герметичности.
Относительно высокая цена при производстве парокомпрессионных
холодильных установок компенсируется существенно более низкими
эксплуатационными затратами.
Таким образом, разработка бортовой установки, действующей
по ПКЦ, обоснованна и отвечает современным потребностям авиа-
строения.
122
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15