Сравнение различных типов СКВ и обоснование выбора типа
СКВ.
Кондиционирование воздуха на самолетах и вертолетах предна-
значается для поддержания на заданном уровне группы параметров:
температуры, влажности, количества вредных примесей или загряз-
нений в воздухе, температуры внутренних поверхностей стенок ка-
бины или отсека, характера циркуляции и скорости вентиляционных
потоков, причем это должно осуществляться в условиях изменяюще-
гося давления в кабине и для всего многообразия быстро меняющихся
режимов работы. Диапазон внешних условий в течение одного по-
лета является весьма широким: температура набегающего потока и
наружных поверхностей стенок кабины может изменяться от
−
60
◦
С
(на высоте более 11 км и в зимнее время у земли) до
+150
. . .
200
◦
С
вследствие аэродинамического нагрева; атмосферное давление на мак-
симальной высоте полета может составлять примерно 5% давления на
Земле.
В настоящее время совершенство СКВ и обеспечиваемый ими уро-
вень комфортности условий в кабине летательного аппарата (ЛА) во
время полета входят в число важных факторов, определяющих его
конкурентоспособность.
Для решения задачи кондиционирования воздуха может быть ис-
пользовано два варианта СКВ: с воздушным холодильным циклом; с
парокомпрессионной холодильной машиной [2].
В настоящее время системы на базе воздушного цикла (ВЦ) при-
меняются на большинстве ЛА.
Основные преимущества СКВ на базе ВЦ
:
— относительно простая конструкция и высокая надежность;
— независимость от положения ЛА в пространстве;
— простота эксплуатации;
— использование в качестве рабочего тела воздуха;
— снижение требований к герметичности системы.
Основные недостатки СКВ на базе ВЦ
:
— при равной холодопроизводительности система на базе ВЦ по-
требляет почти вдвое б´ольшую мощность, чем система на базе ПКЦ;
— сжатый воздух отбирается от компрессора двигателя, что приво-
дит к ухудшению эксплуатационных характеристик ЛА;
— для работы на стоянке требуется включение основной или вспо-
могательной силовой установки.
Основные преимущества систем кондиционирования на базе па-
рокомпрессионного цикла (ПКЦ):
— значительно меньшие затраты мощности, высокий КПД и соот-
ветствующее повышение энергоэффективности СКВ;
118