165
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки». 2012
На рис. 11,
б
хорошо видно, что демпфирование первой ступени
стало значительно больше, что обеспечивает более эффективное га-
шение колебаний в резонансном режиме, а демпфирование второй
ступени – во много раз меньше демпфирования первой ступени, что
дает возможность обеспечить низкие ускорения «тряски». Следует
отметить, что первой ступени соответствует упругий элемент с боль-
шей жесткостью, а второй – с меньшей.
Проведенное исследование (при температуре рессоры равной ра-
бочей, т. е. 120 °С (393 K)) показало, что собственная частота системы
снизилась с 0,86 до 0,43 Гц. Величина статического хода составляет
80 мм. Таким образом, резонанс по продольно-угловым колебаниям
сильно сместился в область малых скоростей движения (рис. 12,
а
).
Резонанс при движении машины по периодической неровности дли-
ной в две базы машины возникает при скорости в 14,4 км/ч, при этом
высота проходной неровности составляет 0,35 м. При движении ма-
шины по периодической неровности длиной в полторы базы, резо-
нанс наступает при скорости машины 10,8 км/ч, при этом высота про-
ходной неровности составляет 0,335 м.
В диапазоне скоростей от 15 до 48 км/ч высота проходной не-
ровности составляет не менее 0,36 м во всех режимах движения, что
соответствует коэффициенту качества СП
K
п
= 0,872 и средней ско-
рости движения машины по ограничениям СП
v
ср.п
=
25,74 км/ч.
Таким образом, увеличение коэффициента качества СП (в срав-
нении со штатной СП без системы охлаждения) достигает 9 %,
Рис. 11. Суммарная характеристика упругого элемента двухуровневой СП для
различных температур (
а
) и характеристики демпфирующих элементов двух-
уровневой СП (
б
,
в
)
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12,13,14,15,16