156
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. «Естественные науки». 2012
дополнительной энергии), которые обладают такими свойствами, что
их можно отнести к управляемым СП – многоуровневые СП [4–6].
В силу своей конструкции различные упруго-демпфирующие элемен-
ты многоуровневых СП работают на разных частотах внешнего воз-
действия и не требуют специальных законов управления.
В данной работе проводится исследование плавности хода гу-
сеничной машины (ГМ) и его сравнение с различными вариантами
пневмогидравлической СП (в том числе двухуровневой) методом ма-
тематического моделирования.
Методика исследования
пневмогидравлических СП реализуется
в несколько этапов.
1. Определение упругой и демпфирующей характеристик
подвески.
2. Построение скоростной и амплитудно-частотной характеристик
подвески и определение высоты проходной неровности.
3. Определение средней скорости движения машины по СП и ко-
эффициента качества СП.
4. Определение тепловой нагруженности пневмогидравлической
рессоры (ПГР).
Первый и второй этапы подробно изложены в [6–8], поэтому на
них останавливаться не будем. Рассмотрим третий и четвертый этапы.
Для оценки качества СП необходимо определить среднюю ско-
рость движения машины по ограничениям, накладываемым СП
машины. Кроме средней скорости, необходимо определить коэф-
фициент качества СП, который показывает, насколько система огра-
ничивает скорость движения машины в сравнении с ее тяговыми
свойствами [9].
Средняя скорость движения по ограничениям по СП
v
ср.п
опреде-
ляется по формуле
( )
( )
ср.п
ср.т.
ср.т
0
0
1
1
,
1
s
s
v
v
v
F h F h
v
=
+
(1)
где
v
1
скорость,
до достижения которой движение машины огра-
ничивается только тяговыми свойствами, км/ч (принимается равной
10 км/ч);
F
s
(
h
0
) – функция распределения по пути высот неровностей,
которые машина должна преодолевать без пробоев подвески (рис. 1);
v
ср.т
средняя скорость, определяемая тяговыми свойствами машины
без учета ограничений по СП, км/ч,
( )
уд
ср.т
.
s
y
N
v
m f
=
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...16