Инженерный журнал: наука и инновации
# 9·2017 1
УДК 629.365 DOI 10.18698/2308-6033-2017-9-1677
Исследование профильной проходимости
колесной машины с помощью алгоритма
пересечения многогранников
© А.А. Стадухин, Р.Д. Песков
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Предложено определять характер взаимодействия опорного основания и колеса
транспортной машины с помощью алгоритма пересечения многоугольников Гил-
берта — Джонсона — Керти, позволяющего исследовать преодоление колесной
машиной препятствий любого профиля, в том числе с вертикальными стенками
и отрицательными уклонами. Для простоты и увеличения эффективности расчетов
предложенный метод ограничен плоским случаем взаимодействия круга колеса
и многоугольника трассы. Приведены зависимости, необходимые для нахождения
сил и моментов, возникающих при взаимодействии колеса с опорной поверхностью.
Представлена имитационная компьютерная модель, используемая при предложен-
ном методе. Рассмотрены примеры моделирования движения колесных машин по
различным опорным поверхностям. Даны рекомендации по использованию метода
для решения пространственной задачи исследования профильной проходимости.
Ключевые слова:
профильная проходимость, колесные машины, опорная поверх-
ность, динамическое моделирование, MATLAB, алгоритм Гилберта — Джонсона —
Керти
Введение.
Исследование профильной проходимости колесных
машин (КМ) часто проводят с помощью аналитических методов, при
использовании которых требуется строго ограничить тип рассматри-
ваемых препятствий. Так, в работе [1] получены уравнения для опре-
деления замедления машины, но только при преодолении прямо-
угольного порога с высотой, значительно меньшей радиуса колеса.
Работа [2] посвящена изучению профильной проходимости автомо-
биля с учетом его тяговых возможностей. В данном случае было
учтено взаимодействие с вертикальным препятствием, размеры кото-
рого сопоставимы с радиусом колеса. Из-за сложности взаимодей-
ствия процесс был разбит на два этапа и записаны отдельные уравне-
ния равновесия сил для колес на горизонтальном участке и колес,
преодолевающих препятствие.
Очевидно, что рассмотренные методы трудно использовать при
имитационном компьютерном моделировании движения КМ. При
исследовании профильной проходимости КМ с помощью моделиро-
вания простейшим подходом является реализация контакта в точке
под колесом [3]. Также часто применяют метод, заключающийся
в представлении части колеса, контактирующего с грунтом, в виде
большого числа радиальных пружин. Подробнее этот метод и спосо-