Previous Page  13 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 24 Next Page
Page Background

Исследование оптимального трехимпульсного перехода на высокую орбиту…

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017 13

Методика оптимизации «трехимпульсного» перехода на ор-

биту ИСЛ для «плоского» варианта ориентации тяги.

На II этапе

рассмотрим методику оптимизации трехимпульсного перехода при

учете конечности тяги двигателя. Такой переход назовем «

трехим-

пульсным

»

1

. Для расчетов воспользуемся двигательной установкой со

следующими характеристиками: значение тяги считается постоян-

ным и равным

P

= 4118,793 (

4119) Н (420 кгс), а удельный импульс

составляет

P

уд

= 298,7 с. С учетом линейного закона управления (1)

число оптимизируемых параметров равно 12.

Алгоритм оптимизации «трехимпульсного» перехода при варьи-

ровании точек приложения (

управление № 3

) похож на приведенный

выше для идеального трехимпульсного перехода. Рассмотрим его от-

личия:

1)

для решения краевых задач на этапах оптимизации маневров

вместо значений импульсов ∆

V

q

варьируются длительности тормо-

жения ∆

t

q

на

q

-м участке, первое приближение для которых опреде-

ляется по Циолковскому [7];

2)

на этапе оптимизации третьего маневра выход на заданное

значение большой полуоси конечной орбиты

a

f

определяется итера-

ционно, а длительность торможения считается путем вычисления

производной

da

/

dt

:

 

2

2

2

cos

,

i

i

i

i

T

T

T

M T

a da

P V

dt

m

(8)

t

3 (

i

+1)

= ∆

t

3

i

+ ∆

t

С i

, ∆

t

С i

=

,

i

a

da

dt

(9)

t

С i

=

 

2

2

,

2

cos

 



i

i

i

i

i

T f

T

T

T

M T

a a

a

P V

m

(10)

где α

i

— угол атаки в конце торможения,

i

N.

Итерации заканчиваются, когда ∆

a

i

<

a

,

a

=

10

–6

м. Задача также

сходится за пять-шесть глобальных итераций. Результаты оптимиза-

ции маневров градиентным методом (

управление № 3а

) и квазинью-

тоновским методом Пауэлла представлены в табл. 3.

По характеристикам параметры оптимизации (см. табл. 3) при

управлении по углу тангажа γ для конечной тяги похожи на случай

импульсной тяги двигателя. Гравитационные потери на всех актив-

ных участках малы и не превышают 5 см/с, т. е. δ

V

гр

< 0,05 м/с.

__________

1

Выделим кавычками для различия.