Previous Page  16 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 24 Next Page
Page Background

Е.С. Гордиенко

16

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

Рис. 4.

Основные углы ориентации тяги вдоль

третьего

маневра:

а —

при управлении по углу γ;

б —

при управлении по углу

На рис. 2–4 представлены зависимости углов тангажа γ (красный

цвет), атаки α (зеленый цвет), угла наклона вектора тяги

(сирене-

вый) к трансверсали

n

° и угла наклона вектора скорости

(синий)

к трансверсали

n

° (см. рис. 1). Некоторые зависимости смещены на

определенный угол для большей наглядности:

на рис. 2 γ – 90°,

+ 180°;

на рис. 3 γ – 90°;

на рис. 4 γ – 270°, α – 180°,

–180°.

Была также проведена оптимизация «трехимпульсного» перехода

с помощью квазиньютоновского метода Пауэлла при задании ориен-

тации тяги по углу атаки α, когда α

01

= 180°, α

01

= 0 °/с, α

02

= 0°, α

02

=

= 0 °/с,

α

03

= 180°, α

03

=0 °/с (

управление № 3в

). Анализ показал схо-

жие результаты. Угловые зависимости для всех активных участков

представлены на рис. 3, 5, 7.

Сравнение рис. 2,

а

, рис. 3,

а

и рис. 4,

а

с рис. 2,

б

, рис. 3,

б

и

рис. 4,

б

показало, что управление тягой по углу атаки α позволяет

получить угловые зависимости, похожие на управление вектором тя-

ги с помощью угла тангажа γ. Конечная масса КА при управлении по

углу α —

m

f

α

= 1690,6445 кг примерно равна таковой при управлении

по углу γ —

m

f

γ

= 1690,6454 кг.

Оптимальные углы ориентации тяги вследствие действия возму-

щений от гравитационных полей Земли и Солнца показывают харак-

теристики, отличающиеся от апсидального решения. В конце

первого

маневра вектор тяги направлен против скорости (

1

180

 

). Задание

в качестве начального приближения для линейного закона ориента-

ции тяги в смещенной точке

Р

2

простейшего управления α

02

= 0

,

α

02

= 0 град/с при дальнейшей оптимизации приводит к значениям

α

2

31,173

α

2

–0,3835 град/c, а угол атаки в конце

второго

маневра

составляет α

2

f

18,72

. Таким образом, в точке

Р

2

сообщается суще-

ственная положительная радиальная составляющая скорости ∆

V

r

> 0,

, , град

, , град

1

1

0

0

1

1

0

0

20

20

40

40

60

60

80

80

100

100

t

, с

t

, с

027

027

а

б