Previous Page  18 / 24 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 24 Next Page
Page Background

Е.С. Гордиенко

18

Инженерный журнал: наука и инновации

# 9·2017

на

первом

и

третьем

активных участках решаются так же, как и при

управлении № 3

, а на втором – как и при

управлении № 2

, но вместо

значения импульса ∆

V

2

варьируется длительность его сообщения

t

2

T

, а ориентация тяги задается линейным законом управления (1).

Результаты оптимизации в случае

управления № 4

приведены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты оптимизации маневров квазиньютоновским методом Пауэлла

для «пространственного» варианта ориентации вектора тяги

Параметр

1

2

3

29.09.16

03:32:32

01.10.2016

06:52:41

03.10.2016

04:50:02

Время до пролета апсидальной

точки

t

0

T

, с

–51,785

21617,872

–60,88122

Длительность активного участка

∆t

T

, с

90,101

31,417

125,743

Масса КА после пролета активного

участка

m

f

, кг

1913,0456

1868,8704

1692,0631

Характеристические затраты

на активный участок Δ

V

х

, м/с

187,8345

68,4342

291,1253

Параметры закона управления

ориентацией вектора тяги γ

0

, град

271,9172

91,8201

269,9999

γ

0

, град/с

–0,036796

0,017993

–5,34E-05

Угол рыскания ψ, град

2,857

Расстояние до центра Луны в конце

активного участка

r

f

, км

1839,37

44515,39

0,006

Угловая дальность маневра Δ

u

f

, град

6000,00

1,264

Учет угла рыскания в момент сообщения

второго

импульса для

оптимизации трехимпульсного перехода на высокую орбиту ИСЛ

приводит к увеличению конечной массы КА на ~1 кг по сравнению с

«плоским» случаем ориентации тяги и на ~1,6 кг по сравнению с ап-

сидальным решением.

Энергетические характеристики перехода и масса КА для всех

видов управления представлены в табл. 5. Их значения близки друг

к другу: скорость отличается в пределах 2 м/с, а конечная масса —

в пределах 1,6 кг.

Выводы.

Разработана методика сквозной оптимизации трехим-

пульсного перехода КА. Проведено сравнение разных вариантов

управления вектором тяги. При проведении анализа трехимпульсного

перехода для случая импульсной тяги двигателя показано, что в ре-

альном поле при учете возмущений от Земли, Луны и Солнца опти-

мальные моменты приложения импульсов смещаются из апсидаль-

ных точек орбит, при этом

второй

импульс не направлен по вектору

текущей скорости. Для точек приложения

первого

и

третьего

им-

пульсов сдвиг по времени относительно перицентра линии апсид мал

по сравнению с периодом орбиты, а для

второго

импульса он до-

вольно большой и составляет ~8 ч.