Инженерный журнал: наука и инновации
# 5·2017 1
УДК 517.977 DOI 10.18698/2308-6033-2017-5-1617
Универсальные законы управления стабилизацией
продольного движения летательных аппаратов
различного типа
© Н.Е. Зубов
1,2
, В.Н. Рябченко
2
, М.Н. Поклад
2
,
Д.Е. Ефанов
1
, Е.И. Старовойтов
1
1
ПАО «РКК «Энергия», г. Королёв, Московская обл., 141070, Россия
2
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Аналитически синтезирован закон стабилизации бокового движения для линеари-
зованной модели четвертого порядка изолированного бокового движения одно-
винтового вертолета. Модель можно рассматривать как универсальную для бо-
кового движения летательных аппаратов любого типа, она представляет собой
MIMO-систему, содержащую два входа. В основе синтеза лежит ранее разрабо-
танный авторами декомпозиционный метод модального управления MIMO-
системой. Проведено математическое моделирование бокового движения одно-
винтового вертолета для проверки правильности решения поставленной задачи.
Представлены графики переходных процессов бокового движения вертолета и
изменения компонент вектора управления в процессе реализации синтезированных
законов управления.
Ключевые слова:
MIMO-система, декомпозиция, аналитический синтез, продоль-
ное движение летательных аппаратов, матрица регулятора
Введение.
Анализ линеаризованных математических моделей,
описывающих боковое движение таких летательных аппаратов (ЛА),
как самолет и одновинтовой вертолет (ОВ), показывает, что ОВ име-
ет более сложную модель, однако из нее легко можно получить мо-
дель ЛА, приравняв к нулю некоторые коэффициенты линеаризации.
Следовательно, если иметь аналитическое решение для законов
управления боковой стабилизацией ОВ, то они могут без какой-либо
модификации применяться и к управлению ЛА. Обратная процедура
при этом недопустима. Поэтому полученное в работе [1] аналитиче-
ское решение для ЛА не может быть применено к ОВ. Совершенно
очевидно, как показано в [2], что только наличие аналитических ре-
шений позволяет максимально близко приблизить линейную матема-
тическую модель движения к нелинейной, поскольку в этом случае
линеаризация строится заново для каждого такта работы бортовой
ЭВМ. Указанные обстоятельства и определяют цель данной работы,
направленной на получение аналитического решения стабилизации
бокового движения ОВ, которое в данном случае будет иметь уни-
версальный вид, поскольку может быть применено к управлению ЛА.