Л.С. Точилов
6
Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016
инновационных проектов, аттестации работников, расширении воз-
можностей научных школ и т. п.
В настоящее время на РКП создана ИТ-инфраструктура, имеются
подготовленные ИТ-специалисты, а на рынке представлен широкий
спектр программных продуктов для создания СУЗ от Microsoft, SAP,
Dassault Systems и др.
Проекты БЗ для каждого РКП могут различаться, так как при их
разработке учитывают разные факторы. Целью статьи является раз-
работка проекта БЗ общего вида, учитывающего общие для всех РКП
особенности, передовой мировой опыт и практику внедрения.
Основные требования к СУЗ.
Все проекты для РКП начинаются
с технического задания, содержащего основные требования к разра-
батываемой системе или подсистеме. Аналогичный подход при-
мен
è
м к СУЗ и ее важнейшей подсистеме — БЗ. Легко представить
две крайности, в которые превратятся попытки создать СУЗ без БЗ.
Одна — это накопление формализованных знаний при использова-
нии ИТ с неэффективными системами поиска и получения ответов по
актуальным проблемам.
Другая крайность — это чисто коммуникационное ИТ-решение
для обмена опытом специалистами компании. Без БЗ невозможно по-
вторно использовать выработанные ответы, касающиеся актуальных
проблем, у авторов идей отсутствует мотивация. Кроме того, созда-
ется благоприятная среда для кражи идей сотрудниками друг у друга
и, как следствие, разрушается среда доверия.
Оба варианта являются профанацией СУЗ.
В одном случае это может быть неумышленное введение в за-
блуждение, как правило, ИТ-специалистами, не представляющими
потребностей разработчиков РКТ.
Потенциальные пользователи СУЗ зачастую также не слишком
осведомлены о возможностях современных СУЗ, что создает благо-
приятные условия для внедрения под видом СУЗ и БЗ разного рода
«решений», удобных с точки зрения развития унаследованных ИТ-
систем, а не с точки зрения управления знаниями. Характерным при-
знаком этого является то, что ответы даже по узкоспециализирован-
ным вопросам пользователи находят в Интернете быстрее, чем в кор-
поративной сети предприятия (при их наличии).
Проблема заключается не в том, что сложно создать корпоратив-
ную сеть с сервисами Интернета, а в том, что сложно, не отказываясь
от парадигмы эволюционного развития унаследованных ИТ-систем,
которая ведет к созданию узкоспециализированных баз данных, при-
нять альтернативный подход, который связан с возможностью получе-
ния оперативных ответов на актуальные вопросы в корпоративной се-
ти. Наличие такой возможности является первым требованием к СУЗ.