Л.С. Точилов
4
Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016
Для разработчиков РКТ требуется создать сбалансированный
проект БЗ, поддерживающий спираль создания знаний организацией.
При этом проект должен базироваться на международном и россий-
ском опыте работы с неформализованным знанием и БЗ, а также учи-
тывать управленческие и организационные особенности РКП.
Российский и зарубежный опыт создания СУЗ.
Из множества
российских ИТ-проектов поддержки неформализованного знания
остановимся на наиболее показательном примере — молодежном ин-
новационном ИТ-проекте [4] со всеми его достоинствами и недостат-
ками. Суть ИТ-проекта заключается в создании интерактивного пор-
тала для обмена знаниями.
Сначала перечислим достоинства ИТ-проекта. Во-первых, это
попытка студентов выйти за рамки формализованного знания в виде
файлов, книг, лекций и дойти до понимания
сути
предмета с помо-
щью неформального диалога со знающим собеседником: «Я тебе
объясню
Photoshop
, а ты мне —
AutoCAD
» [5].
Во-вторых, предпринята попытка организовать работу на основе
мотивации — поощрения за дельные ответы на поставленные вопро-
сы. За оказание помощи другим пользователям система прибавляет
баллы, за получение — вычитает.
В-третьих, декларируется, что запрос к БЗ удовлетворяется в ре-
жиме реального времени, и утверждается, что это абсолютно новый
подход в обучении.
Недостатки ИТ-проекта являются продолжением его досто-
инств. Во-первых, без БЗ можно по многу раз объяснять одни и те же
тонкости
Photoshop
и
AutoCAD
, что, безусловно, крайне неэффектив-
но.
Во-вторых, расчеты баллами провоцируют конфликты, для недо-
пущения и разрешения которых требуются компетентный арбитр и
позитивно настроенные участники. Без этого портал рискует стать
площадкой для выяснения отношений, во что многие форумы, как
известно, и превратились. Кроме того, предлагаемая система баллов
копирует логику расчетов за физический, а не за умственный труд.
Оплата плодотворной идеи не должна быть одноразовой, лишь за ее
первое применение, а должна проводиться за каждое ее использова-
ние [6].
В-третьих, представлять ИТ-проект как новый подход не следует,
поскольку это свидетельствует об отсутствии знаний в области СУЗ.
Одним из примеров действующей системы управления является СУЗ
компании
Fluor
[7], обеспечивающая получение ответов на нестан-
дартные вопросы в режиме реального времени. Под нестандартными
в данном случае подразумеваются вопросы, для поиска ответа на ко-
торые необходимо задействовать неформализованное знание сотруд-