Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 16 Next Page
Page Background

Л.С. Точилов

4

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2016

Для разработчиков РКТ требуется создать сбалансированный

проект БЗ, поддерживающий спираль создания знаний организацией.

При этом проект должен базироваться на международном и россий-

ском опыте работы с неформализованным знанием и БЗ, а также учи-

тывать управленческие и организационные особенности РКП.

Российский и зарубежный опыт создания СУЗ.

Из множества

российских ИТ-проектов поддержки неформализованного знания

остановимся на наиболее показательном примере — молодежном ин-

новационном ИТ-проекте [4] со всеми его достоинствами и недостат-

ками. Суть ИТ-проекта заключается в создании интерактивного пор-

тала для обмена знаниями.

Сначала перечислим достоинства ИТ-проекта. Во-первых, это

попытка студентов выйти за рамки формализованного знания в виде

файлов, книг, лекций и дойти до понимания

сути

предмета с помо-

щью неформального диалога со знающим собеседником: «Я тебе

объясню

Photoshop

, а ты мне —

AutoCAD

» [5].

Во-вторых, предпринята попытка организовать работу на основе

мотивации — поощрения за дельные ответы на поставленные вопро-

сы. За оказание помощи другим пользователям система прибавляет

баллы, за получение — вычитает.

В-третьих, декларируется, что запрос к БЗ удовлетворяется в ре-

жиме реального времени, и утверждается, что это абсолютно новый

подход в обучении.

Недостатки ИТ-проекта являются продолжением его досто-

инств. Во-первых, без БЗ можно по многу раз объяснять одни и те же

тонкости

Photoshop

и

AutoCAD

, что, безусловно, крайне неэффектив-

но.

Во-вторых, расчеты баллами провоцируют конфликты, для недо-

пущения и разрешения которых требуются компетентный арбитр и

позитивно настроенные участники. Без этого портал рискует стать

площадкой для выяснения отношений, во что многие форумы, как

известно, и превратились. Кроме того, предлагаемая система баллов

копирует логику расчетов за физический, а не за умственный труд.

Оплата плодотворной идеи не должна быть одноразовой, лишь за ее

первое применение, а должна проводиться за каждое ее использова-

ние [6].

В-третьих, представлять ИТ-проект как новый подход не следует,

поскольку это свидетельствует об отсутствии знаний в области СУЗ.

Одним из примеров действующей системы управления является СУЗ

компании

Fluor

[7], обеспечивающая получение ответов на нестан-

дартные вопросы в режиме реального времени. Под нестандартными

в данном случае подразумеваются вопросы, для поиска ответа на ко-

торые необходимо задействовать неформализованное знание сотруд-