Table of Contents Table of Contents
Previous Page  2 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 16 Next Page
Page Background

Л.С. Точилов

2

Инженерный журнал: наука и инновации

# 8·2016

Само определение знания — проблема сложная, философская и

неоднозначная. Существуют различные модели знаний организации,

например модель «мусорное ведро» [2], в которой осуществляется

накопление решений в расчете на то, что их можно будет использо-

вать при возникновении подходящего вопроса. База знаний

такой

организации не могла бы быть создана, поскольку большого труда

стоит установить связи между знаниями, созданными различными

индивидуумами.

На сегодня потребностям инновационных компаний (к чему

стремится каждое РКП) в наибольшей степени отвечает теория со-

здания организационного знания [2]. Чтобы соответствовать духу

этой теории, БЗ должна быть актуальной, порождать и удовлетворять

спрос на создание и использование новых знаний в интересах разра-

ботчиков РКТ.

Баланс знаний при разработке РКТ.

Важнейшим продуктом

при разработке РКТ являются

новые знания

. Так, в работе [3] научно-

исследовательские и опытно-конструкторские разработки определе-

ны как совокупность работ, направленных на получение новых зна-

ний и практическое их применение при создании нового изделия или

технологии.

Знание, как известно, делится на два типа [2]:

1)

формализованное

, выраженное правильным литературным язы-

ком, математическими формулами, конкретными характеристиками,

инструкциями и др.;

2)

неформализованное

, с трудом поддающееся вербализации.

Знание второго типа играет намного более важную роль: это лич-

ное знание, результат индивидуального опыта. Оно включает в себя

такие расплывчатые понятия, как личные убеждения, мнения и си-

стема ценностей.

Интуитивно ясно, что для разных видов деятельности соотноше-

ние этих типов знаний может сильно различаться. Строго формали-

зованная деятельность, как может показаться, способна свести не-

формализованное знание к нулю. Однако ошибочность этого сужде-

ния выявляется при первом же инциденте (событие, которое не

является частью стандартных операций по предоставлению услуги

и которое привело либо может привести к снижению качества этой

услуги) [4], когда требуется оперативно принимать решения по вос-

становлению качества услуги.

С одной стороны, разработка РКТ — достаточно формализован-

ный процесс. С другой стороны, новые вопросы, поиск ответов, ин-

циденты (нештатные ситуации) и проблемы (неизвестные корневые

причины одного или нескольких инцидентов) [4] вызывают необхо-

димость обращаться к опыту и интуиции, т. е. к неформализованному

знанию, которое наиболее подвержено утрате с течением времени.