Л.С. Точилов
8
Инженерный журнал: наука и инновации
# 8·2016
В случае невозможности найти ответ в рамках отдела 1 начальник
этого отдела обращается, возможно через вышестоящий уровень,
к начальнику отдела 2. Тот в свою очередь поручает решение про-
блемы сотруднику своего отдела. Полученное решение проходит об-
ратный путь вверх по иерархии отдела 2, передается начальнику от-
дела 1 и, спускаясь по иерархии отдела 1, доходит до сотрудника,
инициировавшего поиск решения проблемы.
Вариант Б заключается в обращении сотрудника отдела 1 к СУЗ,
которая выдает ответ из БЗ или позволяет оперативно сделать это
напрямую сотруднику любого отдела. Это важно, так как заранее не
известно, будет ли найдено решение проблемы в отделе 2 или в ка-
ком-либо другом отделе.
Однако главным достоинством варианта Б является то, что ответ
поступает не только получателю, но и в БЗ для повторного использо-
вания.
Почему же столь эффективное решение испытывает трудности в
реализации?
Главный аргумент против варианта Б заключается в том, что, по
мнению руководителей, никто не несет ответственности за принятое
решение. Этот аргумент содержит три составляющие, одна из кото-
рых — научно-техническая сторона вопроса, вторая — интересы от-
дела, третья — информационная безопасность. Если за каждое из пе-
речисленных направлений отвечает модератор, который либо дает
добро, либо отклоняет вопрос или ответ перед помещением его в БЗ,
то указанная проблема будет решена или, по крайней мере, админи-
стратор СУЗ получит информацию о задержках для принятия мер.
Примеры БЗ.
Существует достаточно много БЗ, одни представля-
ют чисто научный интерес, другие — в первую очередь практический.
Проект БЗ для разработчиков РКТ относится ко второй категории, так
как, с одной стороны, формализовать все понятия РКТ и создать БЗ од-
номоментно невозможно, а с другой — надо работать с теми знаниями,
которые есть, и развивать их.
С практической точки зрения интерес представляют БЗ узкоспе-
циализированных экспертных систем и БЗ для широкого круга поль-
зователей, обычно в Интернете.
Не исключая для РКП возможности применения экспертных сис-
тем для решения частных вопросов, отметим тот факт, что общая БЗ
должна использовать интернет- и интранет-технологии.
В качестве примера рассмотрим БЗ Microsoft «Knowledge base —
Microsoft Support», выбор которой обусловлен такими ее возможно-
стями, как:
1) ориентация на поддержку пользователей (проект БЗ также
направлен на поддержку разработчиков РКТ);