Анализ оптимального трехимпульсного перехода на орбиту искусственного спутника Луны
Инженерный журнал: наука и инновации
# 3
⋅
2016 15
Таблица 3
Массово-энергетические характеристики решения задачи трехимпульсного
перехода для трех этапов анализа
Номер
этапа
∆V
x
, м/с
m
kaf
, кг
∆m
kaf
,
кг
r
2
, км
i
0
, град
i
f
, град
1
551,632
1689,616
36,552
45000
90
90
2
549,657
1690,756
37.696
55,357
3
550,406
1690,324
37,260
55,269
Примечание.
∆m
kaf
— выигрыш по массе трехимпульсного варианта перехода
над одноимпульсным.
Заключение.
При рассмотрении задачи оптимального торможе-
ния КА при подлете к Луне по начальной гиперболической орбите и
переходе на высокую круговую орбиту ИСЛ проведено сравнение
обычного одноимпульсного и трехимпульсного торможения с
удаленной точкой приложения промежуточного импульса.
Анализ трехимпульсного перехода проведен в три этапа. На первом
этапе рассматривали решение в рамках задачи двух тел, т. е. в
центральном поле Луны. На втором создали математическую модель с
учетом полей Земли и ее сжатия, Солнца, Луны и ее нецентральности
при разложении в ряд 8×8. Проанализирован случай импульсной тяги.
На третьем этапе к учтенным на предыдущем этапе возмущениям было
добавлено условие конечности тяги двигателя.
Выявлено, что учет возмущений приводит к новым характе-
ристикам оптимального трехимпульсного перехода по сравнению со
случаем кеплеровского поля Луны. Показано, что существует
оптимальное значение расстояния в точке сообщения промежуточного
импульса — примерно 45 тыс. км для конечного наклонения в 90
о
.
Кроме того, определено, что начальное наклонение за счет влияния
возмущений отличается от конечного примерно на 35
о
.
Показано, что энергетические оптимальные характеристики
трехимпульсного перехода при учете возмущений и конечности тяги
практически те же, что и в кеплеровском варианте. Учет конечности
тяги приводит к увеличению затрат топлива по массе и характе-
ристической скорости примерно на 0,75 кг и 0,8 м/с соответственно.
Выигрыш в суммарной характеристической скорости и конечной
массе КА для оптимального трехимпульсного перехода при учете
возмущений и конечности тяги по сравнению с одноимпульсным со-
ставил примерно 65,3 м/с и 37,3 кг.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Ивашкин В.В.
Оптимизация космических маневров при ограничениях на
расстояния до планет
. Москва, Наука, 1975.
[2]
Фролов К.В. и др., ред.
Машиностроение: энциклопедия:
в 40 т. Т. IV–22,
кн. 1. Ракетно-космическая техника. Москва, Машиностроение, 2012.