Previous Page  15 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 18 Next Page
Page Background

Анализ оптимального трехимпульсного перехода на орбиту искусственного спутника Луны

Инженерный журнал: наука и инновации

# 3

2016 15

Таблица 3

Массово-энергетические характеристики решения задачи трехимпульсного

перехода для трех этапов анализа

Номер

этапа

∆V

x

, м/с

m

kaf

, кг

∆m

kaf

,

кг

r

2

, км

i

0

, град

i

f

, град

1

551,632

1689,616

36,552

45000

90

90

2

549,657

1690,756

37.696

55,357

3

550,406

1690,324

37,260

55,269

Примечание.

∆m

kaf

— выигрыш по массе трехимпульсного варианта перехода

над одноимпульсным.

Заключение.

При рассмотрении задачи оптимального торможе-

ния КА при подлете к Луне по начальной гиперболической орбите и

переходе на высокую круговую орбиту ИСЛ проведено сравнение

обычного одноимпульсного и трехимпульсного торможения с

удаленной точкой приложения промежуточного импульса.

Анализ трехимпульсного перехода проведен в три этапа. На первом

этапе рассматривали решение в рамках задачи двух тел, т. е. в

центральном поле Луны. На втором создали математическую модель с

учетом полей Земли и ее сжатия, Солнца, Луны и ее нецентральности

при разложении в ряд 8×8. Проанализирован случай импульсной тяги.

На третьем этапе к учтенным на предыдущем этапе возмущениям было

добавлено условие конечности тяги двигателя.

Выявлено, что учет возмущений приводит к новым характе-

ристикам оптимального трехимпульсного перехода по сравнению со

случаем кеплеровского поля Луны. Показано, что существует

оптимальное значение расстояния в точке сообщения промежуточного

импульса — примерно 45 тыс. км для конечного наклонения в 90

о

.

Кроме того, определено, что начальное наклонение за счет влияния

возмущений отличается от конечного примерно на 35

о

.

Показано, что энергетические оптимальные характеристики

трехимпульсного перехода при учете возмущений и конечности тяги

практически те же, что и в кеплеровском варианте. Учет конечности

тяги приводит к увеличению затрат топлива по массе и характе-

ристической скорости примерно на 0,75 кг и 0,8 м/с соответственно.

Выигрыш в суммарной характеристической скорости и конечной

массе КА для оптимального трехимпульсного перехода при учете

возмущений и конечности тяги по сравнению с одноимпульсным со-

ставил примерно 65,3 м/с и 37,3 кг.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Ивашкин В.В.

Оптимизация космических маневров при ограничениях на

расстояния до планет

. Москва, Наука, 1975.

[2]

Фролов К.В. и др., ред.

Машиностроение: энциклопедия:

в 40 т. Т. IV–22,

кн. 1. Ракетно-космическая техника. Москва, Машиностроение, 2012.